На текущих новогодних каникулах в российскую новостную повестку вновь ворвался Азербайджан. Пожалуй, впервые об этой закавказской стране говорят и пишут так же много, как в период победоносных действий азербайджанской армии, разбившей Нагорно-Карабахскую республику (НКР) в 2020-м и добившей ее в 2023-м.
Причина понятна - падение азербайджанского самолета Embraer авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL, "Азербайджанские авиалинии") в районе казахского Актау. Причиной могли стать повреждения, полученные им в небе над Грозным при налете украинских БПЛА. Президент Азербайджана, Ильхам Алиев, весьма вероятно, после закулисных консультаций с «партнерами» из недружественных нам стран, в итоге выступил против России с резким заявлением. Многие российские эксперты сочли его попросту хамским и больше напоминающим ультиматум.
В том же духе Алиев высказался и 6 января на встрече с родственниками погибших членов экипажа самолета. При этом он ни словом не упомянул виновность Украины, хотя бы частичную - в конце концов именно она атаковала гражданский аэропорт.
Да, конечно, Азербайджан как будто бы следует в фарватере Великобритании, США, Турции, а заявления о дружбе с Россией больше похожи на сладкий сироп, заливаемый нам в уши. Тем не менее, нельзя не признать – пока Баку успешно играет во внешнюю политику. По крайней мере, реванш против НКР удался на все 100%. Не исключено, что это только распаляет скрытые пока аппетиты. Ведь «исконными азербайджанскими» считаются обширные территории в Армении, России, Иране. Так что азербайджанцы вполне могут продолжать точить зубы.
Но что позволило Азербайджану после поражений в начале 1990-х окрепнуть, развиться, перевооружиться? Ответ прост: один из главных инструментов экспансии Баку, как в виде своих военных в НКР, так и в виде олигархических структур и диаспор в России – русский язык.
У нас об этом особо не пишут, но в Азербайджане сформировалась уникальная для постсоветских республик ситуация. Русских в стране еще по состоянию на 2009 год (последняя перепись населения) оставалось всего 1,3%. Тем не менее в русских школах учится, по разным оценкам, от 10 до 12% азербайджанских школьников. В столице, Баку, доля, вероятно, выше в разы. Для сравнения, разбитая Азербайджаном Армения образование на русском давно и почти полностью у себя прикрыла.
И речь не просто об углубленном изучении русского. Все предметы, за исключением разве что азербайджанского языка, ведутся на русском. Сам же азербайджанский изучается, как иностранный.
Существуют официальные термины: «азербайджанский сектор» и «русский сектор», в разговорной речи их сокращают до азсектора и руссектора.
Практически вся азербайджанская элита отправляет своих детей именно в руссектор. Он считается элитным, в сравнении с азсектором.
Причины элитарности именно русскоязычного образования на поверхности:
«Милана Рамазанова - мать двоих детей признается, что отдала их учиться в русский сектор, чтобы они стали обладателями более широкого кругозора. Ведь ни для кого не секрет, что возможности образования на русском языке в Азербайджане намного широки. Необходимую мировую литературу и учебные пособия можно с легкостью найти в открытом доступе на русском языке».
Короче, среди азербайджанцев распространено мнение: если ты учился в азсекторе и не говоришь по-русски, ты малообразованное быдло. Это влияет и на карьеру.
«Мой внук сейчас во втором классе в русской школе, внучке пять лет, но и ее отдам в русскую школу, потому что, где бы ты ни искал работу - первым делом у тебя спрашивают про русский язык», - цитирует BBC* Гюляр Шарифову из Геранбойского района на западе Азербайджана.
При этом страдальцы по азербайджанскому языку (которым, в отличие от украинских «мовных инспекторов», разгуляться не дают) постоянно жалуются: образованные азербайджанцы в итоге могут нормально общаться только на русском.
Об этом же говорят и отдельные азербайджанские психологи:
«У многих русскоязычных подростков в нашей стране, которые недостаточно хорошо владеют азербайджанским, со временем может появиться комплекс, который впоследствии станет для них своеобразной преградой в совершенствовании родного языка».
Откуда в стране, где русских почти нет, берутся русскоязычные подростки? Да это азербайджанцы из руссектора. Причем, судя по проблемам собственно с азербайджанским, общение в семье с родителями тоже идет по-русски.
Еще в 2010 году в старой дискуссии на одном из азербайджанских форумов отмечали: до распада СССР на русском учились главным образом русские и прочие не-азербайджанцы. Теперь ситуация кардинально изменилась. Даже плохо знающие русский азербайджанские родители стремятся погрузить своих детей в русскоязычную школьную среду. Это престижно.
Другими словами, можно констатировать, что русский в Азербайджане – язык элиты. Что-то вроде французского во всех без исключения европейских странах XVIII века. Заговорив на азербайджанском, худо-бедно сможешь купить хлеба в отдаленном сельском магазине, если занесет туда? Ну и нормально. Все остальное удобнее по-русски.
Некоторые, правда, на словах переживают, что «теряют корни». Однако, как в анекдоте, «плачут, колются, но продолжают есть кактус». То есть учиться и разговаривать на русском.
Что дает русский язык азербайджанской элите? Ни в коем случае не любовь к России. Не надо заблуждаться. Русский язык в чужих руках может быть мощным инструментом, используемым в том числе и во вред России.
Выбирая русский вместо азербайджанского, азербайджанцы получают гораздо более качественное образование, и сами это прекрасно понимают. Кроме того, у них открыт доступ к современному «поп-контенту», потребляемому цивилизованным миром. Это компьютерные игры, сериалы, книги по вселенной какого-нибудь Гарри Поттера и многое другое.
А, начитавшись давно и успешно переведенных на русский язык современных западных идеологов, можно стать лютым русофобом и уверовать в идею построения «великого Азербайджана» куда лучше, чем изучая худосочную базу азербайджаноязычных изданий.
Вряд ли стоит объяснять и то, какой это открывает простор для все более глубокой инфильтрации азербайджанской диаспоры в России. Они и выглядят вполне "своими" для большинства русских (в плане понимания современной моды, характерной для крупной городской цивилизации), и имеют мощную поддержку, обеспечиваемую диаспорой.
Нельзя не заметить, к примеру, что попавшие в минувшем ноябре в скандал студенты-азербайджанцы из МФЮА внешне смотрятся и говорят как вполне приличные люди. Это явно отличает их от зачастую не способных связать двух слов по-русски выходцев из Средней Азии.
Повторимся: не стоит воспринимать отношение к русскоязычному образованию в Азербайджане как к доказательству дружественных отношений к России.
Просто прожженный советский номенклатурщик Гейдар Алиев, отец нынешнего президента, перехвативший власть в Баку в 1993 году, оказался достаточно умным, чтобы оценить русский язык как инструмент для развития Азербайджана. Как оружие.
Для России, возможно, было бы проще, не обладай Азербайджан этим оружием.
* признано в РФ СМИ-иноагентом
Свежие комментарии