На днях Комитет Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении законопроект о запрете рекламы лекарственных средств на телевидении.
Проект внесли в Думу еще 17 апреля. Против этой инициативы выступили комитет Госдумы по охране здоровья и заместитель министра цифрового развития Алексей Волин.
Наверное, были и другие несогласные, но о них СМИ умалчивают, как и об их аргументации. А что касается Минцифры, которое в данном случае, казалось бы, сбоку припеку, то оно привело «железобетонный» довод: по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), принятие такого закона приведет к тому, что федеральным и региональным телеканалам потребуется дополнительное финансирование в размере 30 млрд руб.Ранее, еще в марте 2016 г., Интерфакс сообщал, что руководство Минкомсвязи РФ предлагает провести либерализацию рекламного рынка, разрешив СМИ рекламу алкоголя, биологически активных добавок (БАД) и рецептурных лекарств. По словам того же А. Волина, тогда замглавы Минкомсвязи, «можно постоянно поддерживать СМИ "на костылях", давая им те или иные дотации из госбюджета, но, приводя их в состояние просителя… Достаточной экономической базой может быть только рекламный рынок». Такая вот трогательная «забота» о СМИ, а, может, и вовсе не о них...
Закон против рекламы лекарственных средств на ТВ в России пытаются принять с 2013 г. И если ранее перспективы этого законодательного решения были весьма призрачны, то теперь они вообще исчезли, так сказать, растворились в туманной дымке непрестанных забот власти предержащих о здоровье нации.
Притом что о запрете рекламы лекарственных средств по телевизору давно из практикующих врачей не говорил только ленивый. Но рекламные ролики бодро обещали с телеэкрана мгновенное исцеление от любой «болячки», если примешь «инновационную» таблетку или «чудодейственное» лекарственное средство. Кому у нас в стране неизвестны призывы вроде этих: «Когда кашляешь, прими…», «Выкинь боль из головы…», «… кишечнику комфортно» и т.д., которые от тысячекратного повторения , кажется, уже навечно застряли в голове?
Этот ряд легко может продолжить, думаю, каждый россиянин, так как телевидение у нас в стране смотрят 95% населения. А есть еще радио и интернет, где транслируются те же самые ролики, в том числе и про то, с чем «кишечнику комфортно». Их создателям, а главное – рекламодателям, совершенно не важно, что комфортно не всем и далеко не всегда. Скажем, у вас болит живот, и вы решаете купировать симптом сильным болеутоляющим. Наверное, лучше бы вы обратились к врачу. Но зачем, если телевизор предлагает ряд «великолепных» лекарств? Реклама убеждала и убедила, что именно это средство легко спасает от боли, по «компетентному» мнению соседки, подруги аптекаря или даже случайного прохожего.
Правда, в этой цепочке – от советчика до лекарства - почему-то всегда отсутствует врач. Но ведь вы даже не задумались о диагностике, и теперь, как гласит известный рекламный ролик, «мы идем к вам» с примером. Так, в странах Африки, где пациенты не могут позволить себе визит к врачу и покупают обезболивающие при первых симптомах, ужасающая картина по выявлению онкологических заболеваний на поздней стадии. Вы хотите идти африканским путем?
Или, скажем, такая ситуация: вы насмотрелись телевизора и при первом же насморке стали принимать антибиотики, и в произвольной дозировке. Результат закономерен: антибиотики перестают на вас действовать, вы оказываетесь одной из миллиардов жертв резистентности (невосприимчивости) к определенным группам антибиотиков. Зато сэкономили время на визите к врачу (и, возможно, деньги).
Примеров губительного самолечения масса. Практика самостоятельного выбора пациентами препаратов приводит только к одному: росту смертности и снижению продолжительности жизни.
Недаром самолечение, по данным ВОЗ, уверенно вышло на пятое место среди причин смертности после сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, заболеваний органов дыхания и пищеварения.
Россия входит в десятку стран с самым большим объемом потребления лекарственных средств в абсолютном выражении. При этом, согласно опросу, проведенному фондом «Качество жизни», 47% россиян предпочитают заниматься самолечением, 53% отправляются к врачам, когда симптомы принимают затяжной характер. По другим источникам, до 80-87% потребителей при покупке лекарств обходятся без врачебных советов и не получают должной информации о приобретаемых препаратах, целесообразности их использования, побочных эффектах или получают ее не полностью. И каждый год в России погибают от самолечения приблизительно 60 тыс. человек.
В Ярославле было проведено социсследование о влиянии рекламы на выбор лекарственных средств. Большинство потребителей аптечного ассортимента (70%) к рекламе лекарственных препаратов относятся положительно, остальные (30%) - отрицательно или нейтрально. Наиболее предпочтительными из всех видов рекламы теле- и радиореклама (58%), так как они наиболее доступны для всех слоев населения. Думаю, эти результаты можно экстраполировать и на другие крупные города России. При этом ТВ и прочие СМИ никаких законов рекламой лекарств не нарушают, просто грамотный маркетинг старается охватить как можно больше платежеспособного населения, чтобы указать ему «самое главное», как учит все та же ТВ-реклама, куда направить денежный поток. А только рынок телерекламы составляет около 30 млрд руб. Согласитесь, есть за что побороться.
В то же время российский фармрынок, хотя и не самый крупный (по некоторым оценкам, 2,5-3% мирового), зато один из самых быстрорастущих в мире, поэтому очень привлекателен для международных производителей.
На соседних рынках рост практически прекратился, требуются усилия для продвижения оригинальных препаратов, сильная конкуренция, четкое законодательное регулирование. По данным Минпромторга, сегодня американские фармацевтические гиганты возмущены: из-за импортозамещения им сложно пробиться на российский рынок, так как их вытесняют крупные фармацевтические компании России. Чтобы получить и удержать здесь максимальные прибыли, производители лекарств идут на серьезные затраты. А двигатель торговли, как известно, —реклама.
Надо также принять во внимание, что в отличие от советских времен, когда профилактика была основой системы здравоохранения, нынче привыкли лечиться «по факту», когда больничный не брать уже просто невозможно. Однако в современных экономических условиях больничный лист крайне не выгодный документ, как для работника, так и для работодателя. Потому на работу люди зачастую приходят не слишком здоровыми, зато наглотавшись разнообразных лекарств.
Но если закон о запрете рекламы лекарственных средств в СМИ и на телевидении все-таки принят не будет (после очередных попыток), то спасение утопающих, то есть нас с вами, — в наших руках. Мы постоянно находимся в достаточно агрессивной информационной среде, где рекламой, манипуляциями, ангажированными советами, прямой ложью и откровенным запугиванием стараются сформировать в коммерческих целях нужное потребительское поведение, в том числе потребление лекарств.
Понятно, назвать такое положение вещей нормальным нельзя. Однако, как мне кажется, бороться с ним надо не запретом доступа к лекарствам (кроме сильнодействующих и ядовитых), а максимальным просвещением населения по вопросам медицины.
Впрочем, с запретом рекламы лекарственных средств можно бы все-таки согласиться: чем меньше денег будет вложено производителями в рекламу, тем дешевле будут стоить лекарства.
Но, право же, мотивировать такой шаг на основе исходных представлений об однозначном вреде самолечения, думается, не самое правильное решение. Люди всегда старались вначале вылечить сами себя, а уж потом… Впрочем, вы хорошо знаете, как это бывает.
Свежие комментарии