Что можно сказать по поводу наших новых "ядерных Основ"? Сформулируем в трех словах: преемственность, союзники, порог.
Расшифруем: многие положения повторяют содержание аналогичного документа 2020 г., своих союзников мы теперь ядерно прикрываем конкретнее (п.п. 18, 19г), а чужих — ядерно сдерживаем жестче (п.
п. 10, 11), ядерный порог при этом в нашей новейшей истории понижался и повышался уже неоднократно.Как и ожидалось, теперь у нас "угроза самому существованию государства", фактически, заменена на "угрозы суверенитету и территориальной целостности". Собственно, и прочие формулировки, озвученные в конце сентября, нашли отражение в документе. Добавилось и интересное, например, в части ударов по нашим объектам и войскам за пределами национальной территории (п. 18б), а также про "действия, направленные на изоляцию" отдельных наших земель и блокирование транспортных коммуникаций (п. 15ж) и возможные удары по, например, нашим АЭС (п. 15з). По большому счету, это было понятно и так, но полезно иметь документ.
Отметим, что несмотря на всю беготню вокруг наших возможных намерений разместить ЯО в космосе, согласно "Основам" силы ядерного сдерживания у нас пока что исключительно наземного, морского и воздушного базирования (п. 17).
Как и ранее, подчеркивается, что ядерное оружие — средство сдерживания, и в целях уменьшения ядерной угрозы предотвращать надо любые военные конфликты, не только ядерные (п. 5). Сохранился и любимый автором пункт про непрерывность ядерного сдерживания, но только до применения ядерного оружия (п. 14). Соответственно, никакого восстановления сдерживания через применение, мы окажемся в каком-то новом мире. В очень неуютном мире.
Отметим и сохранение несколько кривой формулировки про баллистические ракеты (п.19а). По всей видимости, здесь речь про БРПЛ, МБР и, возможно, БРСД, но, понятное дело, теперь все бегают кругами вокруг ТРК "ATACMS".
Подчеркнем еще раз — в любом случае, никакого автоматизма во всем разделе III нет и быть не может. Это — условия, а решение примет Президент (п. 20) с опорой на всю полноту данных, обработанных системами поддержки принятия решений. Ну и потом сообщит, возможно, своим контрагентам в других странах и международных организациях (п. 21).
С чем же связаны все эти изменения? Все говорят про СВО, про удары западными ракетами и так далее, но за скобки нельзя выводить и глобальные сюжеты. Ядерные арсеналы имеют тенденцию к росту, нельзя исключать появление новых ядерных держав, ядерное оружие все последние годы возвращается в качестве ключевого фактора международных военно-политических отношений.
При этом не стоит считать ЯО палочкой-выручалочкой: это инструмент полезный, но отнюдь не универсальный. Сильными надо быть, как говорят у них в народе, по всем спектру.
На этом беглый анализ прервем, но не закончим. Оставайтесь с нами.
P.S. А еще из актуального текста исчезли упоминания контроля над вооружениями, в том числе как базового принципа ядерного сдерживания. Грустно, но похоже на правду. Возможно, к следующему обновлению документа этот инструмент вернется в арсенал обеспечения национальной безопасности на свое достойное место.
=================================================
Новая обложка-ребус журнала The Economist
«Год, обещающий очень много изменений и неопределенности»
The Economist представил новую предновогоднюю обложку-ребус
“В год, который обещает необычайную степень перемен и неопределенности, The World Ahead поможет вам заглянуть за угол и понять, что может произойти дальше”, — сказано в публикации.
В этой обложке журнал зашифровал определенные события, которые могут произойти в мире в следующем году.
"Спокойствие, только спокойствие" (с)
/напевает/ Останусь пеплом на губах, останусь пламенем в глазах.
О чем это я? Ах да. Скажите мне, как называется навязчивое стремление к смерти? А желание утащить с собой в могилу как можно больше людей (этак несколько миллионов минимум)? Нет, я не про маньяков из фильмов, в тайне создающих биооружие в подвале с помощью набора «Юный химик» и микроволновки.
Я про наших дорогих экспертов и ведущих из федеральных каналов.
Такого маниакального желания развязать ядерную войну я и не припомню. Ощущение, что вид ядерных грибов, вырастающих над городами, вызовет у них не чувство ужаса, а множественные оргазмы, переходящие в судороги страсти. «Мы обязаны ответить ядерным ударом!», «Если не ударим Сарматом по /название города меняется/, то это будет позор!» несется что с экрана телевизора, что с каналов аналитических экспертов.
Интересно, а сами призывающие к армагеддону готовы сгореть в ядерном огне ответного удара, или они заранее забронировали себе место в Убежище 101? Хотя они об этом не думают. Они точно знают, что руководство России не развяжет Третью мировую по их требованию. И потому могут важно надувать щеки и громко требовать. Надо же как-то показать свою значимость.
***
- Пока не началось, паниковать рано. А если начнётся, то паниковать будет поздно. Да и некому.
Так что, как говорил мужик с пропеллером: "Спокойствие, только спокойствие" (с)
Свежие комментарии