Краткие пресс-релизы Федеральной службы исполнения наказаний 16 июня:
8:56. "Обвиняемые, содержащиеся в одной из камер СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, захватили в заложники двух сотрудников УИС. На месте происшествия находится начальник ГУФСИН России по Ростовской области, а также представители взаимодействующих правоохранительных органов и прокуратуры.
Ведутся переговоры по освобождению заложников. Учреждение функционирует в штатном режиме, обстановка контролируемая".
9:20. "В связи с чрезвычайным происшествием в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в регион незамедлительно выехала группа сотрудников центрального аппарата ФСИН России для проведения проверки".
12:00. "В ходе проведения специальной операции по освобождению заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области преступники ликвидированы, сотрудники, находившиеся в заложниках, освобождены и не пострадали".
--------------------
Подробности.
Трое из захвативших в заложники сотрудников регионального управления ФСИН включены в перечень террористов и экстремистов. Это террористы-салафиты Тамерлан Гиреев (36 лет, уроженец Чечни, когда-то обитал в Пензенской области, где неоднократно привлекался по административной статье за мелкое хулиганство и нанесение побоев), Шамиль Акиев (27 лет, уроженец Ингушетии) и Азамат Цицкиев (25 лет, уроженец Ингушетии). Ранее они вступили в ячейку "Исламского государства"* в Черкесске, принесли присягу главарю ИГ*. В прошлом году подготовили нападение на здание Верховного суда Карачаево-Черкесской республики, для чего приобрели компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства (и собрали его), автомат Калашникова, пистолеты Макарова. Теракт успели предотвратить оперативники ФСБ. 17.03.2024 Южный окружной военный суд (г. Ростов-на-Дону) признал радикальных исламистов виновными по ст. 205 ("Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации"), ст. 223 ("Незаконное изготовление оружия"), и ст. 222 ("Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов") и приговорил каждого к 18 годам лишения свободы. В ориентировках сказано, что они состоят на профилактическом учёте как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию и склонные к совершению терактов. Вдобавок, Шамиль состоял на учёте как человек, склонный к совершению суицида и членовредительству. В изоляторе - именно в изоляторе, заметьте! - террористы отрастили бороды, выставляя напоказ внешние признаки принадлежности к радикальному исламу.
Ещё один участник захвата заложников - двадцатитрёхлетний ингуш Малик Гандалоев, отпрыск экс-главврача ГБУ "Ачалукская участковая больница". Во время обучения в Астраханской государственной медицинской академии вместе с двумя другими студентами (младший брат Рамазан Гандалоев и приятель Арсен Гаммадов) примкнул к радикальным исламистам. Они решили осуществить теракт, в конце февраля 2023-го выехали на автобусе из Астрахани и пропали из виду. Ушли в подполье. 22.03.2023 силовики взяли Малика и Арсена в лесу недалеко от села Алхасты Сунженского района Ингушетии. На месте правоохранители обнаружили тайник, где было лежало СВУ с поражающими элементами, плюс взрывчатое вещество. В ростовском СИЗО-1 Гандалоев находился по делу об изготовлении и незаконном хранении взрывчатки.
Также в захвате заложников принимали участие некий М. Сайпудинов, осуждённый по статьям 161 УК РФ ("Грабёж") и 162 УК РФ ("Разбой"), и Даниил Камнев - форменная вырусь. Справка от ТГ-канала "Многонационал": "В своё время он был скинхедом и по этой теме попал в тюрьму. Там принял ислам и после освобождения вместе со своей сожительницей Сабилёй Мамедовой планировал взорвать отдел МВД в Кисловодске в 2021 году". Дополнение от "Царьграда": "Во время обысков у мужчины нашли несколько самодельных гранат, экстремистскую литературу, поражающие элементы и другие компоненты для изготовления бомб. С тех пор он находился за решёткой".
Захват планировался несколько месяцев. Преступники заранее ослабили/подпилили оконную решётку. Когда сочли момент подходящим, выбили её. "Захватившие в заложники сотрудников СИЗО преступники устроили побег ночью — выбили оконные решётки, спустились по канату с 3 и 4 этажей, один из них упал и сломал руку. После выхода из камер они отсиделись на территории СИЗО. <...> По нашим данным, побег начался в три часа ночи", - информирует SHOT.
Утром твари, вооружённые ножами, заточками и пожарным топором, проникли в помещение дежурной части СИЗО-1 и захватили младшего инспектора дежурной смены, 23-летнего прапорщика внутренней службы Виктора Кончакова. На месте ЧП сразу оказался начальник оперативного управления ФСИН по Ростовской области Александр Богма; в ходе переговоров террористы захватили и подполковника, легко ранив его ножом.
Преступники записали ряд видео, подтвердили, что являются игиловцами* (демонстрируя соответствующую запрещённую символику и объявив: "«Исламское государство»* захватило централ!") и что захват не был спонтанным. Требовали у "кафиров" оружие, машину, возможность беспрепятственно уехать из изолятора и улететь из страны.
Террорист Гиреев:
Террорист Акиев:
Террорист Цицкиев:
СМИ сообщали, что вскоре на переговоры приехал глава Центрального духовного управления мусульман Ростовской области, член консультативного совета по межэтническим отношениям при губернаторе региона и консультативного совета по межэтническим отношениям при администрации г. Ростова-на-Дону Мухаммед Бикмаев, который просил террористов сложить оружие и отпустить заложников. Позднее Бикмаев выступил с опровержением. "Нет, это не я был абсолютно, точно не я. Кто-то написал, что это я, но это абсолютно не так. Там фото есть, пусть установят, но это не я. Он не похож на меня. Мне чужие заслуги не нужно приписывать. Не знаю [кто вёл переговоры]. Я молитву проводил в мечети, у нас же Курбан-Байрам сегодня утром был. Я даже не знал об этом, потом уже узнал после молитвы в интернете", - сказал имам Бикмаев "Газете.Ru".
Центр города был перекрыт, движение транспорта ограничено.
Штурм, в ходе которого были ликвидированы все террористы, длился три минуты. "Безусловно, операцию следует признать успешной. Любая антитеррористическая операция заключается в двух моментах. Первое — чтобы освободить заложников и второе — чтобы при этом не пострадали посторонние мирные граждане. Так что оба эти условия выполнены", - констатировал в беседе с РИА Новости почётный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа", член консультативного совета ФСБ Сергей Гончаров. Трупы, валяющиеся около мусорного контейнера, показывать не будем, ибо Роскомнадзор не одобрит.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев долго молчал как рыба, наглухо закрыв комменты в своём Telegram-канале. К вечеру он таки вышел на связь. По его словам, в губернаторскую телегу массово "стали приходить провокаторы с явными антироссийскими настроениями и попыткой раскачать межнациональную тему": "Позже часть телеграм-сообщества подхватила тему и превратила это во флешмоб. Все ваши комментарии видел. Но пока их временно закрыл, прошу не поддаваться на провокации".
Председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель секретаря Генерального совета партии "Единая Россия" Александр Хинштейн: "Захват заложников в ростовском СИЗО — это результат отсутствия профилактики экстремизма и распространения деструктивных идей в системе ФСИН, вследствие которых возникают вот такие тюремные джамааты. Как могло получиться, что троих осужденных за попытку теракта в Верховном суде КЧР посадили в одну камеру? Удивительно ли то, что соучастники одного преступления (и какого!), находясь в одном помещении, совершили то, что совершили? К сожалению, нет. Очевидно, что акция планировалась тщательно и заранее. Только вдумайтесь — у террористов (!) в СИЗО (!) есть мобильные телефоны (!). Неужели для того, чтобы террористов охраняли как особо опасных преступников, нужно, чтоб от их рук обязательно погибли люди? Сотрудники УФСИН сейчас буквально дают несостоявшимся в прошлый раз террористам второй шанс. Ранее я уже обращал внимание на проблему зелёных зон. Считаю, что, с учётом актуальности террористической угрозы, необходимо активизировать работу в этом направлении, а руководству ФСИН — сделать соответствующие выводы. И да, за случившееся — многим придётся ответить своими погонами".
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, телеведущий Евгений Попов: "Теперь время задавать вопросы и настоятельно требовать ответов:
1. Откуда у упырей телефоны?
2. Откуда у упырей флаги ИГИЛ*?
3. Почему немедленно не положили связь на территории сизо?
4. Почему упырям не сбрили бороды при поступлении в сизо?
5. Почему запрет выкладывать в сеть передвижение спецназа не последовал от тех, от кого должен был последовать?"
SHOT: "ГУ ФСИН проведёт проверку в отношении СИЗО-1 и его сотрудников, чтобы установить, откуда у заключённых взялись ножи и флаги запрещённой ИГИЛ*. По информации нашего источника, захвативших в заложники сотрудников СИЗО-1 могли курировать извне: сообщали, с кем надо наладить связь и кого «завербовать». <...>.. Всех сотрудников СИЗО допросят и проверят на связь с ликвидированными террористами, у которых могли быть пособники внутри ростовского изолятора. <...> За шесть дней до захвата в соцсетях была опубликована информация и фото о работе изолятора, который признаётся лучшим из всех СИЗО Ростовской области. Сообщалось, что сотрудники службы охраны всегда готовы к стрессовым ситуациям и нагрузкам, за объектом ведётся круглосуточное наблюдение, технически он качественно оснащён: используются различные системы видеонаблюдения и современные инженерно-технические средства охраны". Baza: "Кураторам захвата удалось доставить преступникам в изолятор оружие, флаги ИГИЛ* и средства связи. Как террористам всё это удалось провернуть, будет разбираться комиссия ФСИН России". Mash: "Предстоит выяснить, откуда у заключённых ножи, символика ИГИЛ* и длинные бороды (по правилам — не более девяти миллиметров). <...> Сотрудники внешнего персонала ростовского СИЗО-1 могли помочь террористам в организации побега. Такую версию сейчас рассматривают правоохранители. Среди потенциальных пособников работники столовой, завхозы, уборщики и так далее. Источники во ФСИН также рассказали нам, что изолятор переполнен. При лимите в 500 человек там сидит почти 900 заключённых". Неназванный сотрудник прокуратуры в беседе с "Газетой.Ru": "Свечку не держал, но предположу, что на юге в тюрьмах и колониях очень высокий уровень коррупции. Чтобы вы понимали, несколько лет назад в краснодарский СИЗО не пустили прокурора, так как сидельцы местные грозились массово вскрыться и устроить бунт, потому что у них было множество запрещённых вещей в камерах благодаря попустительству ФСИН. Глядя на видео, не понимаю, как иначе объяснить то, что у них телефон в СИЗО (почему не изъяли?), тряпка с игиловской* нашивкой на башке (почему не изъяли?), а также сами они сидят на КПП, на входе в изолятор! Как они туда добрались вообще?"
Заместитель председателя Московской городской Думы, один из руководителей ВГТРК Андрей Медведев: "Тюремные джамааты. 4 сентября 2021 года. Пост Владлена Татарского. «В исправительных учреждениях России осуществляет свою деятельность огромное количество “тюремных джамаатов”. Осуждённые за терроризм и участие в незаконных вооружённых формированиях заключённые ведут активную пропагандистскую деятельность, вербуя новых сторонников, в том числе среди сотрудников колонии. Мне лично известен случай, как в одной из колоний Сибири таджик обратил в ислам опера (!), который затем уволился и поехал воевать в ИГ*. Если раньше зоны делились на “красные”(всем правит администрация) и “чёрные” (всем рулит “братва”), то теперь ещё есть “зелёные”, где всем руководят члены радикальных исламских группировок, коррумпировавших местную администрацию». Знаете, когда мы пишем о проблемах, это вызывает порой очень негативную реакцию. «Зачем это всё, зачем раскачивать ситуацию, на кого вы вообще работаете», ну и прочее, прочее. И не важно, о чём пишется. О тюремных джамаатах, о проблеме РЭБ, о нехватке БПЛА, о проблемах военного производства. Реакция одна. «Вы все врёте, вы нагнетаете, у нас всё хорошо, вот отчёт, вот график, наверху люди поумнее вас сидят». А потом оказывается, что мы были правы. <...> Все шесть террористов ликвидированы, трое были в сознании, но скончались до приезда скорой помощи. А можно так же теперь со всеми тюремными экстремистскими джамаатами? Или будем ждать следующей атаки?"
Военкор, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Коц: "Как сообщается, выломали решетку на окне и проникли в оперчасть, захватив заложников. Кто хоть раз бывал в таких заведениях, понимает, что решётка на окне — это не единственное препятствие к оперчасти. К ней невозможно подойти незаметно. Как им это удалось? Но первый и самый главный вопрос: почему у нас присягнувшие запрещённому в России ИГИЛ обезьяны дружно сидят в одной камере? Чтобы легче было сколотить свой «камерный» джамаат и спланировать побег? Или для кого-то в Ростове существование тюремных джамаатов — это новость? Сидят они, судя по всему, очень комфортно, если есть возможность не только пользоваться мобильной связью (этим никого не удивишь), но и ходить по кайфу в длинных патлах с козлиными ваххабитскими бородами. Зачем им это позволили? Режим допускает из санитарных соображений брить их налысо. Сложно найти повод? А что с видеонаблюдением в камере? Ещё в 2018 году ФСИН собиралась закупить 28 тысяч переносных видеорегистраторов и 34 тысячи камер видеонаблюдения. После чего в российских колониях и следственных изоляторах не должно было остаться неподконтрольных участков. Для этого службе понадобилось около 1,5 млрд рублей. И что? Конкретно на эту камеру денег не хватило, и мини-джамаат спокойно готовил свои чёрные флаги и расшатывал решётку? А что с видеонаблюдением по ходу движения от камеры к оперчасти? Кто-то следит за мониторами?"
Публицист Роман Антоновский: "Сложилось впечатление, что детей на сдаче ЕГЭ шмонают сильнее, чем ваххабитов в ростовском СИЗО. <...> Теперь нужен разбор полётов, как по системе безопасности во ФСИН и проблеме тюремных джамаатов, так и в целом жёсткие решения по борьбе с радикальным исламизмом в России". Военный эксперт Владислав Шурыгин: "Руководство ростовского УФСИНа и СИЗО нуждается в вдумчивых допросах на тему. Как так получилось, что джихадисты у вас сидят вместе в камерах? Как так получилось, что они во всех своих «приметах»? Бородах, нестриженные, «на понтах»? Как к ним попало в руки оружие? Ну, и с оргвыводами, естественно. <...> «Все шесть террористов ликвидированы, трое были в сознании, но скончались до приезда скорой — СМИ». Очень хорошо! Террористы отправились задирать хвостики своим белым овечкам в джихадистский рай. А Россия избавилась от шести отморозков, кормить которых на деньги налогоплательщиков не было никакого смысла. Но осталось очень много вопросов к ФСИНу". Писатель Дмитрий Конаныхин: "Маньяки-террористы, которых руководители СИЗО Ростова-на-Дону в попочку целовали и устроили кайфарикам отель 5 звëзд со смартфонами и барбершопами, собрались возле мусорки, двое из чертей сами надели наручники, а потом как начали биться головами об асфальт, чтобы до суда дело не доводить. И не дожили до суда. Если дело касается терроризма, наконец-то, государство стало включать режим нулевой толерантности: террористы отрезают себе уши, звонят по телефону родным и самоубиваются об мусорки. Но теперь вопрос к УФСИН: когда столь же демонстративно государство начнëт судить руководство показушного СИЗО, которое устроило чертям пятизвёздочный отель с кайфом?" Военкор Роман Сапоньков: "Пишут, проходят обыски у родственников боевиков, ликвидированных в СИЗО-1 в Ростове. Но лично у мне кажется, стоит спросить у Мусаева А. Р., — начальника СИЗО-1 (с января 2023 г.), или его зама — Набиева Д. Х. Мне кажется, они могут предположить как у боевиков оказались ножи, флаги запрещённого ИГИЛ, как они все оказались в одной камере и т.д. Есть же конкретные ФИО, которые устроили из СИЗО ваххабитам кайфаторий".
Замначальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области Джамал Набиев:
Духовное управление мусульман Российской Федерации осудило захват заложников в ростовском СИЗО. "К великому сожалению, священный для мусульман день праздника Курбан-Байрам в месяце Зу-ль-Хиджжа, запретном для всякой агрессии, называющие себя приверженцами ДАИШ* подозреваемые захватили заложников в СИЗО в Ростове-на-Дону. Это не первый подобный акт в священные для мусульман дни. Мы помним и другие аналогичные теракты, инспирированные и организованные недругами России в дни мусульманских праздников специально для подрыва межрелигиозного и межнационального согласия. В данном случае особую тревогу вызывает тот факт, что Ростов-на-Дону — фактически прифронтовой город в условиях специальной военной операции. Духовное управление мусульман Российской Федерации категорически осуждает эту попытку теракта и отвергает любые потуги приписать действия преступников ценностям и целям ислама. Об этом сегодня в праздничной проповеди в Московской Соборной мечети говорил и наш духовный лидер муфтий Гайнутдин: «Иногда совершение греха, преступление закона бывает столь близко, столь легко и, кажется, безнаказанно. А законопослушность требует усилий, труда, преодоления нафса! Оступиться очень легко. Но мы должны помнить, что Аллах запретил нам насилие, обман и несправедливость по отношению к другим!» Наш призыв ко всем людям доброй воли — беречь гражданское согласие, не позволять врагам вбить клин между народами России, сохранять адекватность восприятия и решимость противостоять всем формам экстремизма и терроризма!", - заявил первый заместитель председателя ДУМ РФ, ответственный секретарь Международного мусульманского форума, директор Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Московского исламского института, главред издательского дома "Медина", член общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей Дамир Мухетдинов.
Глава Ингушетии (откуда родом часть террористов), член Высшего совета "Единой России" Махмуд-Али Калиматов: "Сегодня мусульмане мира празднуют Курбан-Байрам. Это священный день для нас. Омрачать его подобными действиями является кощунством. Терроризм не имеет ничего общего с принципами мира и добра в исламе. Жители Ингушетии не раз подвергались атакам террористов и решительно осуждают любое проявление терроризма. От действий террористов в Ингушетии погибли более 500 сотрудников правоохранительных органов. Это сотни семей, где родители остались без сына, жёны без мужей и дети без отцов. Также это — тысячи погибших ребят по всей России, вставших на защиту своей Родины от терроризма. В очередной раз хочу призвать нашу молодёжь не поддаваться на пропаганду радикальных религиозных групп. Не лишайте жизни себя и людей, не становитесь теми, кто несёт в этот мир боль, страдания и слезы. Дала иман лолда вайна массарашта!"
"Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается", - напомнил адвокат Дмитрий Аграновский.
Следственный комитет России проведёт проверку в отношении всех сотрудников СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. Председатель СКР Александр Бастрыкин поставил под личный контроль расследование ЧП.
Добавлю, что крупнейшие укроСМИ ожидаемо сочувствуют сдохшим "несчастным арестантам" и "муджахидам".
* террористическая организация, запрещённая в России
Свежие комментарии