Сильные мира сего не столь сильны и их ложная самоуверенность в способность всех «чипировать» и поставить на пошаговый контроль – с треском проваливается из раза в раз, полагает религиовед Севак Мирабян
Протесты в Атланте. Фото: Anadolu Agency
Афроамериканца Джорджа Флойда, задушенного полицейским при задержании, похоронили - эмоционально, резонансно, трагично и с привкусом абсурда. Это событие в масштабах Америки не уступает коронавирусу. После многочисленных высказываний и экспертных мнений складывается впечатление, что паровой котел рванул. И весьма странно наблюдать, как некоторые эксперты и политики ведут себя подобно троечникам, злорадствующим неудаче «отличника». Хоть США и принято считать наилучшим образцом построения демократического общества, однако своих проблем хватает и у них. И главная проблема, которую видят немногие, если не сказать, что не видят вообще - это не расизм специфического американского сорта, а всеобщая мировая социальная несправедливость.
Есть в Священном Писании такие слова: «как рыкающий лев и голодный медведь, так и нечестивый властелин над бедным народом» (Притчи Соломона. 28:15). Это вековечная война богатых и бедных. И под властелином стоит не один человек и даже не группа лиц, а целая система, тот уклад и формат взаимоотношений, именуемый капитализмом.
О его структурных тонкостях и форматах оставим толковать специалистам. Нас интересует, прежде всего, социально-нравственный контекст подобных явлений. На что следует обратить внимание? В случае с насилием клин клином не вышибают, как говорится в Священном Писании, «может ли кто взять огонь за пазуху, чтобы не прогорело и платье» (Притчи Соломона 6:27)? Протест через насилие, грабежи, погромы - путь к хаосу. Он являет и показывает нам:
- Что люди ожесточены и озлоблены несправедливостью социально-экономической модели современного общества.
- Это явление универсальное и носит надгосударственный и наднациональный характер, и кто бы не злорадствовал за океаном, он должен понять, что дымом протеста окутана вся планета.
- Сильные мира сего не столь сильны и их ложная самоуверенность в способность всех «чипировать» и поставить на пошаговый контроль – с треском проваливается из раза в раз.
Потому что:
- Люди, конечно, не ангелы, но они же не скоты и роботы, с ними нужно говорит языком уважения и справедливости.
- Поколение 1990-х и 2000-х, те, что выходят на улицы - это люди, по большей части, с фрагментарным мышлением и более обостренным чувством свободы. Их невозможно вербовать долгоиграющей идеологией и призывами потерпеть, как деды терпели. Если им не нравится, они говорят об этом сразу и готовы дать отпор.
- Это все только начало и цепная реакция уже идет по планете, что неизбежно.
Единственный выход из данной ситуации - глобальное переосмысление (покаяние), оценка и отношение к человеку, его труду, как к высшей ценности.
События в США показали, что общество - единый организм и по слову Святого Писания «все мы члены друг другу…, не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородным в теле, о них мы прилагаем большее попечение». (Рим. 12: 21-26).
Нужно найти ту модель взаимоотношений, которая максимально близко подойдет под вышеприведенные слова святого апостола Павла. Будет ли это новая левая идеология и сбалансированная под неё социально-экономическая модель, или нечто иное, покажет время. Во всяком случае ясно, что капитализм приводит только к одному, о чем предупреждали нас ещё две тысячи лет назад: «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15).
Севак Мирабян - религиовед, шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»
Свежие комментарии