В последнее время бронза и гранит превратились в смертельную угрозу для политических режимов в различных уголках Земного шара. «Свободолюбивые» либеральные граждане сразу в двух полушариях синхронно развернули войну с памятниками. В Соединенных Штатах левые и темнокожие активисты с радостным улюлюканьем свергают с постаментов скульптурные изображения военных и политических деятелей американского Юга в ходе Гражданской войны 1861 – 1865 годов. Польские власти организованно уничтожают памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны. С кем же воюют на Украине – и вовсе до конца не ясно. Там «декоммунизируют» даже Петра Первого и Кутузова…
Американский раскол
Американцы считают Гражданскую чуть ли ни центральным событием в своей истории. Правда, далеко не всегда отдают себе отчет, кто и ради чего принимал в ней участие. Опросы, которые проводят американские телевизионщики, показывают – некоторые граждане США считают, что в Гражданскую войну их предки воевали с Великобританией, Кореей или Китаем. Самые «продвинутые» же знают, что воевал «Север» США с «Югом», и думают, что война велась исключительно ради ликвидации рабства. Такой взгляд на вещи оказался идеальной почвой для взращивания пропагандистских мифов, позволивших, в конце концов, и перейти к сносу монументов генералам и политикам из числа «южан».
Вот только борцы за свободу и справедливость почему-то не задаются вопросом – как так вышло, что чудовищам, взявшимся за оружие исключительно ради права на порабощение несчастных темнокожих, памятники по территории всей страны стояли более ста лет подряд? Кто их разрешил поставить?
И почему их сразу не снесли? Не один, не два памятника: по данным американских СМИ, в США насчитывается порядка 13 тысяч объектов, посвященных Конфедерации и ее деятелям!
Не будем долго ходить вокруг да около. Представление о Гражданской войне в США, как исключительно об акте борьбы с рабством, – не более чем «масскультовый» миф, порожденный кинематографом и приключенческой литературой. У войны были другие, более насущные причины: конфликты из-за протекционистской фискальной политики Севера, распространение рабства в новозахваченных штатах (и дело тут было не в самом рабстве, как в институте, а в том, к какому «лагерю»примкнет новая территориально-административная единица) и конкуренция за землю на «Диком Западе».
Да и победа Севера в войне отнюдь не была однозначной. Южане, хоть их армия и была почти в два раза меньше северной, воевали объективно лучше и нанесли противнику огромные потери. Однако северяне измотали конфедератов экономически и те, истощив свои ресурсы, решили капитулировать на почетных условиях. Практически все деятели Конфедерации были амнистированы, плантаторам вернули их землю, темнокожее население так и не получило гражданских прав (к этому вопросу вернулись только почти сто лет спустя). На уровне Штатов южане даже попытались реанимировать рабство, и только в данном вопросе Север не пошел на уступки – так как с символической точки зрения это лишило бы кровопролитную войну какого-либо смысла. Ведь нельзя же было официальному Вашингтону признавать, что он положил сотни тысяч людей не ради благородной цели, а только из-за того, чтобы лишить штаты права выхода из состава США и проводить выгодную для себя налоговую политику...
В глазах же южан, солдаты армии Конфедерации остались борцами за идеалы свободы, которые, притом, умели воевать. Учитывая тот факт, что участники войны, их дети и внуки хорошо знали, из-за чего началась война и чем она закончилась, американские федеральные власти, воспротивившись установке памятников конфедератам, выставили бы себя не в лучшем свете, заставили бы напомнить северянам об их грехах и вообще подлили бы керосина в затухающий понемногу костер противостояния.
Однако теперь, когда Вашингтон, опираясь на Голливуд, создает миф об «исключительной нации», несущей всему миру свободу и демократию, частью которого является «героическое самопожертвование» сотен тысяч американцев ради освобождения темнокожих рабов, поднимать некоторые темы становится опасно.
Ведь маленький Джонни из Шарлотсвилла, насмотревшись фильмов о героических янки и наслушавшись в школе о борьбе с рабством, гуляя по городу может взять да и спросить у своего дедушки – почему «такому-растакому» генералу Роберту Ли у них стоит памятник. А дедушка (который сам может оказаться правнуком солдата-южанина, последний из которых умер уже во второй половине ХХ века) – возьмет, да и расскажет, что в этой истории «не все так однозначно», чем раз и навсегда подорвет благородную веру маленького Джонни в добрую и светлую неолиберальную пропаганду. Непорядок, в общем. А нет памятника – нет и вопросов...
Польские обиды
Но еще хуже для фанатов неолиберальных ценностей и евроатлантической гегемонии будет, если вопросы о памятниках начнет задавать маленький Збышек, идущий по улице какого-нибудь польского города, который вплоть до 1945 года принадлежал Германии. В школе ему рассказывают о том, как Советский Союз в 1939 году коварно напал на беззащитную маленькую Польшу, по телевизору – о том, что главным сражением Второй мировой войны было Варшавское восстание, а тут вдруг – памятник советскому Ивану, который почему-то даже после падения коммунизма 30 лет никто не трогал. С чего бы это? И если окажется, что дедушка у Збышека – совестливый и честный, то может поделиться он с внуком сокровенной правдой о том, что при «проклятых коммунистах» жилось совсем неплохо и о том, что часть нынешних демократических правителей независимой Польши еще в середине 80-х были вполне себе идейными просоветскими деятелями. А самое страшное, может рассказать дедушка о том, что за освобождение Польши от нацистов отдали свои жизни 600 тысяч советских воинов, после чего Москва еще и подарила полякам треть от территории их современного государства, отторгнув ее у Германии. Ну а если дедушка окажется совсем-совсем правдивым, то может проговориться даже о таких неудобных темах, как Мюнхенский сговор и дружба Пилсудского с Гитлером. И как после всего этого можно будет убедить маленького Збышека в том, что развернутые на территории его родной страны против «злых русских» американские воинские части действуют в его же благо? Подрастет парень и начнет писать на заборах «Янки гоу хоум», подрывая моральный дух «воинов света» из американской морской пехоты, бойцы которой зубрят сейчас англо-русские разговорники находясь в нескольких десятках километров от Бреста и Калининграда...
Возможно, памятники снесли бы еще в начале 90-х. Но тогда живы были миллионы людей, которые помнили, как нацисты уничтожали жителей Польши, и кто поляков на самом деле от нацистов спасал.
Возможно, эти люди и не любили советскую партноменклатуру времен застоя, и искренне верили в то, что с приходом свободного рынка по Польше потекут молочные реки в кисельных берегах. Но вандализм по отношению к памятникам освободителям мог бы их разозлить. Теперь же очевидцев освобождения Польши становится все меньше и меньше, а подрастающим поколением все проще и проще манипулировать. Но монументы советским воинам могут создать досадные эксцессы. И поэтому примерно 500 памятников должны быть убиты (не уничтожены и не снесены, а именно убиты, так как сегодня они живут особой символической жизнью), как не вписавшиеся в новую историческую реальность...
Украинские оборотни
Но самая сложная задача стоит перед манипуляторами на Украине. Потомкам южан в США все-таки есть чего стесняться, а история непростых русско-польских отношений насчитывает сотни лет. В «незалежной» же, населенной внуками и правнуками победителей нацизма, весь исторический процесс нужно развернуть ровно на 180 градусов. Каждый пятый житель УССР погиб в годы Великой Отечественной войны от рук нацистов. Практически в каждой семье дед или прадед лично сражался с гитлеровцами с оружием в руках. В каждом городе стоят мемориалы погибшим героям и памятники жертвам нацизма на месте бывших концлагерей или расстрельных рвов... Чтобы заставить народ забыть все это – нужна просто титаническая ложь.
Начиная с 1991 года, вскормленные Кравчуком и Кучмой киевские пропагандисты поливали грязью Красную Армию и воспевали «подвиги» гитлеровских коллаборационистов. Но очень долго они не могли добиться решительного успеха. Еще совсем недавно – в 2010 году – под аплодисменты десятков тысяч киевлян и гостей украинской столицы по Крещатику торжественным маршем шли совместные парадные расчеты украинских и российских военнослужащих. Над центром Киева развивался российский триколор, и ни у кого это не вызывало никаких негативных эмоций. И в 2014 году, несмотря на 23 года украинской националистической пропаганды, жители Донецка и Луганска с оружием в руках вышли защищать память о своих героях, одесситы гибли, сжимая георгиевские ленточки в руках, в Доме Профсоюзов, а крымчане не захотели жить со сторонниками Бандеры и Шухевича в одном государстве.
Вплоть до 2014 года киевские политики боялись тронуть памятники не то что героям Великой Отечественной войны, но даже Ленину, Котовскому и Щорсу. Коммунисты, при всех своих плюсах и минусах, оставили «незалежной» Украине в наследство атомные станции, плотины ГЭС, металлургические комбинаты, химические заводы, научно-исследовательские институты, предприятия по строительству ракет, кораблей и самолетов, школы, больницы, детские сады и тысячи километров прекрасных дорог... Спросите у Кравчука, Кучмы или Ющенко прямо – что было построены при них, и они вынуждены будут проглотить язык или начать разводить пустую демагогию.
Сегодня на Украине усиленно декоммунизируют не только памятники Ленину и другим компартийным лидерам. Там уничтожают память о великих полководцах - Жукове, Ватутине, Черняховском...
Особую ненависть вызывают у «декоммунизаторов» Сидор Ковпак и Николай Кузнецов, бившие гитлеровцев и УПА (запрещена в РФ) и служащие по сей день примером того, какими были настоящие партизаны, действовавшие на территории УССР.
А монументы и барельефы с Кутузовым и Петром Первым могут и вовсе заставить юного Богданчика или Стэпанчика задуматься над тем, а существовала ли вообще когда-либо Украина, если на ее территории нет ни одного более ли менее старого памятника, который можно было бы признать истинно украинским. Неудобно-то как получается. Поэтому на «декоммунизационной» очереди теперь – Булгаков с Гоголем. А там, глядишь, и Богдан Хмельницкий. Его основное деяние – воссоединение земель Войска Запорожского с Россией – никак не вписать в продвигаемую сегодня официальным Киевом идеологическую парадигму. И это ничего, что при Гоголе или Хмельницком еще и не подозревали о том, что когда-либо будет существовать коммунизм. Идет же, в конце концов, процесс официальной декоммунизации «Дуба Петра Первого» в селе Колонтаев под Харьковом...
В общем, Украине нужна тотальная идеологическая зачистка, иначе хлипкий постамент украинских исторических мифов может в одночасье обвалиться.
Кому это выгодно?
Как видим, методы, которыми действуют «трансформаторы истории» в США, Польше и на Украине – до боли схожи между собой. Цели – практически идентичны.
Кто же главный выгодополучатель процесса? Судя по всему, те, кто сегодня пытается продвигать по всему миру новую идеологию, подменяя ею существующие сотнями, а то и тысячами лет традиционные ценности, – неолиберальные элиты Запада.
Любая традиция для них – как кость в горле. Ибо она не дает трансформировать личность человека в безвольного атомизированного индивида, легко поддающегося любым манипуляциям.
Так вышло, что Россия сегодня – планетарный лидер для традиционалистов всего мира. И поэтому каждый снесенный памятник – это удар не просто по правде и по истории, это удар по нашей стране и нашему народу. Защищая же реальную историю, неважно в какой стране, мы защищаем себя и свое место в будущем.
via
Свежие комментарии