На Болотной наложили кучу до небес. Москвичи не оценили заморского искусства
Я сажаю алюминиевые огурцы...
Инсталляцию в сетях уже сравнили с "таблеткой № 6" из анекдота и "гимном копрофилии", а пародист Максим Галкин прямо назвал "кошмаром" и "стопкой не очень аккуратного дерьма". Однако "прогрессивные" арт-критики не согласны с критиками "скульптуры".
Надо, признать, что до Москвы "шедевр" швейцарца Фишера, работающего в США, уже успел в 2015 году временно "украсить" собой площадку среди небоскребов Манхеттена в Нью-Йорке. А через два года — площадь перед Палаццо Веккьо во Флоренции. И там и там горожане и большинство вменяемых людей искусства были, мягко говоря, не в восторге.
Самое дорогое говно в художественном казино,
— назвал произведение американский критик Джереми Сиглер, имея в виду под казино - рынок современного эпатажного искусства. Флорентийцы же, подобно Галкину, прямо кричали "Escremento!", добавляя и словечки покрепче.
"Творец" им свысока возражал "Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма", — постулировал он в международном журнале искусств Apollo. По глубокой идее Фишера «Большая глина № 4» "отражает осмысление акта созидания и преображения материи в руках человека" .
Восемь лет назад скульптор как-то задумчиво мял глину в руках, а потом посмотрел на неё и понял, что не стоит больше стараться – пять кусков глины друг на друге – это и есть готовое произведение. Надо только масштабировать их и сделать подолговечнее.
Бидструп высмеял
Вообще-то скульптурные композиции, посвященные фекалиям — давно не новость. Датский художник Бидструп даже посвятил этой теме одну из своих карикатурных серий. В Южной Корее есть целый музей под открытым небом, посвящённый акту дефекации. Правда там вещи называются своими именами, без философий. Как в одной из первых знаменитых "пощёчин общественному вкусу" – композиции "Фонтан" дадаиста Марселя Дюшана, представлявшей собой перевернутый писсуар, и признанной шедевром "концептуального искусства ".
Так что всё это уже было, и ничего нового в этом нет. Спрашивается: а на кой ляд Москве, да ещё в историческом центре – рядом с нашими историческими памятниками и православными святынями такое "искусство"? Пусть даже и временное – инсталляция установлена не навечно – успокаивают москвичей организаторы.
Инсталляция Фишера на набережной. Скриншот Youtube-канала "Пешком по Москве"
Нам что мало своих доморощенных "актуальных художников" типа арт-группы "Война" получавших ещё не так давно официальные премии современного визуального искусства "Инновация" за свои похабные и провокационные хэппининги? Нам мало "Рыболовных снастей" Николай Полисского в парке "Чермянка" в Отрадном, в котором устойчиво видят какашки на палочках? Мало "памятника ерунде" во дворе возле метро "Войковская"? Мало ещё десятков диких, несообразных, глумливых скульптур и "композиций", которые время от времени вырастают как грибы в разных концах столицы? Мы уж не говорим про эстетические и тоже "актуальные" безобразия, которые периодически появляются в наших прославленных исторических галереях – Третьяковке и в Эрмитаже. Царьград не раз обращался к этой теме.
Они хотят, чтобы мы "не отстали"
А дело в том, что некоторые "элитарные" круги наших деятелей, сидящие на теме искусства и кормящиеся с этого, очень озабочены, чтобы Россия и Первопрестольная не "отставали" от актуальных модных мировых трендов. Они просто рвутся из кожи (и рвутся, думается, не безвозмездно) доказать, что Москва – это не только город сорока сороков, на куполах которых "опочила дремотная Азия", а один из центров мирового пост-модерна. Типа — "не щи лаптем хлебаем".
То, что это идет вразрез с эстетическими предпочтениями москвичей (и не только) – их не колышет. Стерпится – слюбится, привыкнут как к евро-плитке и аляповатым стрит-арт фигуркам, которые есть везде и у нас будут.
Директор музее современного искусства "Гараж" Антон Белов, скажем, сентензиозно жалеет непросвещенных критиков очередной демонстрации "продвинутости" столицы:
Я понимаю, что некоторые люди возмущены, но мне кажется, у нас впервые такое появление гигантской скульптуры современного художника в городском пространстве. Конечно, я думаю, это привлечёт внимание и к проекту ГЭС-2, и вообще к современному искусству. Я лично поддерживаю и сам проект, и саму дискуссию и надеюсь, что это даст новый старт и молодому «дому культуры», как они себя называют, ГЭС-2, и вообще современному ленд-арту в пространстве города. У нас просто вообще, к сожалению, пока нет культуры восприятия современного искусства в городском пространстве.
Это отвратительно, там нет никакого искусства. И почему никто не скажет, что король голый? Такие художники – просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободой формы: я так вижу,
– возражает Максим Галкин и в данном случае с пародистом трудно не согласиться. К слову, проект ГЭС-2 курирует частный фонд V-A-С нефтегазового миллиардера Леонида Михельсона и установка творения Фишера – очевидно, находится в его ведении.
На это деньги находятся. Видимо, гораздо скучнее нашим "арт-спонсорам" заниматься сохранением исторического наследия Москвы, которое уничтожали большевики, а эстафету от них приняла лужковская и нынешняя мэрии.
В марте в Москве снесли здание бывшего училища имени принца Петра Ольденбургского с домовой церковью Александра Невского в Бригадирском переулке, 12. А на днях под шумок у метро Тульская застройщики из "Апекс Групп" с одобрения горвластей хотели снести здание "Убежища для слепых мужчин" вместе с церковью святого Трифона начала ХХ века. Здание церкви буквально своими телами закрыли представители Архнадзора, продолжающие ныне дежурить, защищая памятник и святыню. И пока неизвестно, чем это закончится – в отличие от "Большой глины № 4".
Что с того?
Духовный и эстетический раздрай в России, а особенно в столицах давно уже зашкаливает. Часто возникает ощущение, что у нас два разных общества, две страны, две политики. Говорится о национальных традиционных ценностях и тут же одной рукой воздвигают памятник — фекалию, а другой – рушат церкви, как в оны годы. Понятно, что руки эти – разные и одна чаще всего не ведает, что творит другая. А стоило бы ведать! Ведь все эти действия и бездействия так или иначе проецируются на власть, причем не только городскую, но и центральную. А нужно ли ей это?
Свежие комментарии