Стоимость среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера МС-21 для российских авиакомпаний будет разной. Это может негативно отразиться на конкуренции и рынке авиаперевозок России. Так, по данным издания «Коммерсант», Государственная транспортная лизинговая компания в декабре 2022 года – январе 2023 года предлагала нескольким российским авиакомпаниям взять в лизинг упомянутые лайнеры МС-21 по цене в 4,3–4,6 млрд руб.
($50–54 млн по курсу в момент предложения) за единицу в зависимости от года поставки. При этом речь шла о поставках в 2028-2030 годах, а цена учитывала получение субсидий из Фонда национального благосостояния на покупку самолетов без указания размера. В свою очередь, в январе 2023 года сообщалось, что лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (входит в госкорпорацию «Ростех») приобретет у ПАО «Корпорация «Иркут» 18 воздушных судов МС-21 по 3,2 млрд руб. за единицу для передачи государственно-частной авиакомпании «Аэрофлот» в 2023-2026 годах. Более того, поставка всех 63 бортов за это время группе «Аэрофлот» (входят авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», а также лоукостер «Победа»), включая 34 единицы Sukhoi Superjet Newи и 11 единиц Ту-214, обойдется в 175 млрд руб. и будет полностью профинансирована из ФНБ. Собеседник издания обратил внимание, что в конце 2021 года ГТЛК называла еще более высокую цену для МС-21 – 4,71-4,99 млрд руб. ($58-68 млн по курсу на то время) за единицу. Причем поставки предполагались в 2022-2024 годах с американскими двигателями Pratt & Whitney, а стоимость лайнеров учитывала и субсидирование из ФНБ, и финансирование напрямую из бюджета. Но из-за ограничений, наложенных западом на Россию, эти силовые агрегаты стали недоступны. При этом российский двигатель ПД-14 дороже, чем серийно выпускаемый в США PW140. В связи с этим, вероятно, итоговая цена МС-21 будет выше 5 млрд руб. за единицу. Таким образом, в России создали один из самых дорогих самолетов в своем классе. Каталожная стоимость европейских и американских конкурентов МС-21 – Airbus A320/А321, а также Boeing 737-800 и MAX – $100–105 млн, но их рыночная цена составляет порядка $50 млн и ниже за единицу. Заметим, что компания Airbus в 2022 году произвела 661 самолет, имея пакет заказов на 820 самолетов, а компания Boeing – поставила 480 самолетов, имея заказы на 774 борта. Поэтому Airbus и Boeing, у которых налажен огромный выпуск продукции, могут гибко подходить к ее стоимости. В свою очередь, до 2030 года в России планируется выпуск всего 270 единиц МС-21, из которых 210 должна получить группа «Аэрофлот». Этим и объясняется, почему для «Аэрофлота» самолет буде дешевле. Нужно добавить, что в России может появиться и дальнемагистральный узкофюзеляжный вариант МС-21.
Свежие комментарии