На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Театр абсурда

8 737 подписчиков

Свежие комментарии

  • ninikooo Митусова
    Никаких мигрантов! Пошли все вон! Всех, кто глумился в инете над трагедией- наказать сурово по статьям Уголовного Код...Толпы мигрантов б...
  • ninikooo Митусова
    Упразднить все диаспоры, профсоюзы/ просто разогнать, тогда и мигранты поползут домой, когда не будет поддержки . Нач..."Кузница" террори...
  • sozopolpiter воробьев
    б..............!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!"Кузница" террори...

Угрозы Чубайса опроверг эксперт: "Пусть это будет на его совести"

Угрозы Чубайса опроверг эксперт: "Пусть это будет на его совести"

"Эффективный менеджер", выступая на ВЭФ, заявил, что "угольная стратегия России уже провалилась" и следует отказаться от планов по наращиванию экспорта угля в Китай. А это означает, что Россия лишится миллиардов долларов доходов и ни о каком развитии Сибири, где преимущественно находятся предприятия угольной промышленности, речи быть не может. Логика Чубайса в корне противоречит планам Сергея Шойгу строительства научных и промышленных центров в Сибири.

Своё мнение спецпредставитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс озвучил на сессии Восточного экономического форума "Экономика нового времени: что изменится и что сохранится". Критикуя стратегию развития угольной промышленности, он заявил, что она неработоспособна в условиях, когда Китай, заняв позицию "климатического нейтралитета", принял решение сократить потребление угля с 2025 года.

При этом Чубайс ссылался на недавнее заявление председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня на климатическом форуме, куда глава Поднебесной прибыл по приглашению президента Соединённых Штатов. Будет ли Китай реализовывать курс на сокращение потребления угля в ближайшей пятилетке, неизвестно.

Полного отказа от угля Си Цзиньпин не анонсировал.

 

Тем не менее Чубайс заявил, что "наша стратегия провалилась, она не может работать в этой ситуации":

Дальше мы можем закрывать глаза и говорить, что нам нужно бороться с угольной пылью. Только есть вещи, на которые мы можем повлиять, а есть вещи, на которые мы повлиять не можем. Мы не можем повлиять на китайскую климатическую политику, она определялась без нас. Мы можем увидеть её и адекватно отреагировать. Или чем дальше, тем больше закрывать глаза, продолжая на всей скорости двигаться в сторону бетонной стены. И тогда придётся ответить шахтёрам. Нас спросят: "О чём вы думали раньше, товарищи начальники?"

Кто прав: откровенно проамериканский "эффективный менеджер", призывающий отказаться от "вредной промышленности", оставив десятки тысяч граждан без работы, или наши государственники, сделавшие ставку на развитие Сибири ускоренными темпами? Об этом в студии "Первого русского" ведущий программы "Без цензуры" Никита Комаров беседовал с председателем Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иваном Мохначуком.

"Не хочу спорить, но он далеко не всегда оказывается прав"

"Прав ли Чубайс, наша угольная стратегия действительно провалилась?" – такой вопрос ведущий задал гостю в студии. На это Мохначук ответил, что он, конечно, "не самый большой специалист, как может показаться", но в угольной промышленности работает с 90-х годов и ему пришлось пройти реструктуризацию этой отрасли, которую проводил всё тот же Анатолий Чубайс, и столкнуться с тем, что происходит сегодня.

Я не хочу спорить с Чубайсом, но, как показывает практика, он не всегда прав. Когда в 1994 году началась реструктуризация угольной отрасли, то предполагалось уничтожить через закрытие гораздо больше предприятий, чем это произошло в конце концов. Но тогда было закрыто 188 шахт, 15 разрезов и сотни тысяч людей оказались за бортом – без перспектив, без работы,

– напомнил Мохначук. На сегодняшний день, по его словам, ситуация в отрасли довольно стабильная, динамика развития достаточно неплохая. И если в прошлом году в этой сфере отмечался некоторый провал по объективным причинам – ковид, логдауны, промышленность практически во всём мире остановилась, то в первые шесть месяцев 2021 года добыча угля увеличилась на 22,6 млн тонн. При этом спрос на уголь растёт.

Если говорить о стратегии развития угольной отрасли и в целом инфраструктурных проектов, то Иван Мохначук принимал участие в нескольких заседаниях государственной комиссии по этому вопросу начиная с 2010 года. И ещё тогда было принято решение о стратегическом развитии железных дорог на восток и на запад, до портов Тихого океана, Балтики и Чёрного моря. Предполагалась загрузка железных дорог не только углём, но и продукцией других отраслей промышленности. С тех пор только добыча угля увеличилась практически в два раза.

Решение о расширении железных дорог на восток принимали с 2010 года

Большое внимание и поддержку угольной отрасли начиная с 2012 года оказывает президент Владимир Путин. Благодаря этому ситуация заметно стабилизировалась, добавил эксперт, улучшились условия работы шахтёров, серьёзное внимание стали уделять безопасности. И собственники, зарабатывая деньги на экспорте, инвестировали в развитие производства. Благодаря этому и увеличились объёмы добычи угля. 

 

На этом позитивном фоне в 2010-2012 годах и было принято решение о расширении железнодорожных путей и электрификации.

К сожалению, в период кризиса 2008 года, а затем и в 2014 году, когда мы увидели резкое падение курса рубля, экономический блок правительства России, исходя из теории Анатолия Чубайса, начал тормозить развитие БАМа со словами "нецелесообразно и невыгодно", добавил Мохначук.

Никита Комаров напомнил, что именно об этом Владимир Путин говорил в ходе совещания по развитию Дальнего Востока:

Мы, чего греха таить, затянули с расширением пропускных возможностей железных дорог. Объяснения были основаны на расчётах рынка, но они, к сожалению, для наших горняков не оправдались. <…> Понятно, соображений было много, они в целом вроде как носили объективный характер, были основаны на расчётах рынка. К сожалению, эти расчёты или просчёты, а может, к счастью для угольщиков, наших горняков, не оправдались, конъюнктура сложилась иначе, а вот мы инфраструктуру-то эту не подготовили и не можем сегодня в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой на глобальном угольном рынке, не можем нарастить экспорт так, как могли бы это сейчас сделать.

И президент совершенно верно отметил, что пропускной способности железных дорог явно не хватает, добавил Мохначук. И почему Чубайс считает, что стратегия провалилась, – понятно только ему, это его, Чубайса умозаключения.

Европа кричит о зелёной энергетике, но просит уголь у России

Возьмём Европу. Она сегодня вовсю кричит о зелёной энергетике, мол, уголь – это грязное топливо, его нельзя использовать, нужно – солнечную, ветряную энергию и так далее. Но эти виды энергии зависят от природно-климатических условий. И когда ветра нет, ветряки бесполезны, как и без солнца невозможно использовать солнечные батареи.

Зима этого года показала: когда усилились морозы, Германия и другие страны выстроились в очередь к России – дайте угля! Так жизнь складывается, что без угля ты никуда не денешься. А заменить его достаточно сложно. Тем более что уголь, с точки зрения технологичности, более выгоден и менее опасен, чем газ или другие энергоносители.

Что касается развития железных дорог на восток, то речь тут идёт не только о перевозке угля, но и любых других грузов. И если мы говорим о растущей экономике Востока и переброске грузов и товаров на существующие рынки спроса Европы, то Транссиб и БАМ – это как раз прямой путь из Китая к европейскому потребителю.

В ближайшие годы, исходя из динамики потребления угля, электроэнергии и роста экономики в юго-восточном регионе, объёмы добычи и транспортировки угля будут только нарастать. Перспективы у нас в этом плане достаточно хорошие, а то, что Чубайс пытается нас, как всегда, пугать какими-то страшилками, пусть это будет на его совести.

Никита Комаров поинтересовался у собеседника, на сколько прирастут мощности БАМа и Транссиба в ходе второго этапа расширения магистралей и на сколько мы сможем увеличить экспорт, а ведь есть же ещё и третий этап?

Мало расширить Транссиб и БАМ. Нужна электрификация

По словам Ивана Мохначука, уже нарастили перевозку порядка 20 миллионов тонн угля и вышли на 114 миллионов тонн. Задача стоит выйти на 130 миллионов тонн в восточном направлении.

Но я хочу сказать, для того чтобы повысить эффективность железной дороги, её необходимо ещё и электрифицировать, если мы говорим о карбоновом следе, зелёной энергетике и так далее. Все возможности у нас для этого существуют, там есть мощные ГЭС – Бурейская, Зейская и другие. То есть электроэнергии там больше чем достаточно. А при необходимости в этих регионах построить генерацию на угле. Технологии, которые позволяют сжигать уголь безвредно, с минимальным ущербом для природы, сегодня существуют. Весь вопрос в инвестициях в энергетику – с точки зрения экологии. А если полностью электрифицировать железную дорогу, вот вам новый Шёлковый путь из Китая в Европу, который окупится сторицей,

– уверен Иван Мохначук. Так, 30-40 лет назад никто не знал, что будет с БАМом, а сегодня мы видим, что его не хватает. Завтра, учитывая развитие Востока – Индии, Китая, других стран этого региона, эта дорога будет более чем востребована и полностью загружена, если не перегружена, уверен эксперт.

Ведущий привёл слова всё того же Чубайса, который призывает угольщиков инвестировать в углехимию. Но пока у нас заметных проектов в этой области нет. Почему не развивается это направление?

По мнению Мохначука, до тех пор, пока нефть и газ на энергетическом рынке в сопоставимых тоннах условного топлива при дальнейшей переработке будут стоить дешевле, чем уголь, получение СЖТ – синтетического жидкого топлива из угля – будет невыгодным.

Все эти технологии у нас есть, но всё упирается в конкуренцию на рынке с точки зрения цены. Учитывая, что сейчас, в силу определённых условий, возникает дефицит газа и цена на него растёт, я думаю, что не за горами то время, когда мы действительно пойдём в углехимию и будем производить конкурентоспособную продукцию.

В Кузбассе, рассказал Мохначук, создан угольный кластер. И там идёт научная и экономическая оценка возможностей глубокой переработки угля. Этим занимаются и готовы стартовать, сдерживает пока только ценовая политика. А все предпосылки для получения СЖТ у нас есть.

Завершая программу, Никита Комаров отметил, что слова Анатолия Чубайса в ходе этой содержательной беседы удалось опровергнуть. Наша угольная отрасль будет развиваться и дальше, а не тормозить.

Ссылка на первоисточник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх