Недобрая весть пришла со Святого Афона: греческий монастырь взят в осаду греческой полицией и его, по всей видимости, будут штурмовать. В стенах его находятся 118 православных монахов.
Почему же святой монастырь, древней монастырь на святой горе, в православной республике, собираются штурмовать?
Что могли натворить святые монахи (постники и молитвенники) святогорцы, что готовятся такие непопулярные меры?
Давайте, узнаем поближе.
Загадочный и древний монастырь Эсфигмен.
Что мы знаем об этом монастыре?
Эсфигмен (ударение на последнем слоге) или по-гречески Эсфигмену означает «затянутый».
2 причины такого названия.
1) Он построен у моря между скал и как бы «затянут» этими скалами.
2) Второй момент: один из первых его настоятелем, был суровым монахом-аскетом и сильно затягивал свой пояс на талии (вероятно, он был правильным святым постником и аскетом, с тонкой талией, в которой было мало пищи и жира).
Эсфигмен – древнейший монастырь на святой горе Афон. Был построен в 4 веке от РХ и учрежден в 5 веке, по указу римского императора Феодосия 2 (именуемого еще Каллиграфом, император Восточной римской империи) и его сестры Пульхерии.
Но, удивительное дело, что было с Эсфигменом в течение последующих 5 веков (20 поколений) мало известно.
Как монастырь святой горы Афон он был учрежден (признан) только в 10 веке священным Кинотом (правящим органом святогорцев).
Еще три удивительные вещи о монастыре Эсфигмен.
1. В 11 веке здесь подвизался будущий «отец русского монашества») святой Антоний Киево Печерский (родом он из Чернигова, но подвизался на Святом Афоне), и есть даже храм в его честь. То есть монастырь (по духовной части) повлиял на развитие русского монашества.
2. Есть и другой удивительный факт. В 14 веке в Эсфигмене подвизался святитель Григорий Палама (сколько статей опубликовано о нем на этом канале! Читали?).
Да, тот самый, чья память совершается во 2 неделю Великого поста. Да, тот самый, который писал о Нетварном (Фаворском) свете, об обожении. Святителя Григория почитали святым при жизни и причислили к лику святых через 9 лет после смерти. Это о многом говорит. Кроме того, мы помним, что святитель Григорий после монашества на Афоне стал Константинопольским патриархом. То есть Эсфигмен подарил православному миру не просто святого, но и патриарха.
3. В Эсфигмене огромная библиотека древних рукописей и святых реликвий. Бережно хранит их в себе этот древний монастырь.
Еще три интересные детали об Эсфигмен.
В 16 веке его грабили много раз пираты. Он очень удобно расположен для того, чтобы на него можно было нападать с моря, чем и пользовались пираты. Грабили и разрушали святую обитель.
В 19 веке, а именно, в 1821 году, монахи Эсфигмена, укрыли у себя лидера повстанцев – Эммануила Паппаса и отказались выдать его турецкому губернаторы святого Афона.
19 монастырей Афона просили эсфигменитов не делать этого, чтобы не случилось плохого. Но монахи – эмфигмениты были непреклонны, и спасли лидера повстанцев. Потом за это были наказаны турецкой властью: из их обителей сделали казармы. Наверное, этот факт еще в начале 19 века показал бунтарский дух Эсфигмена. Он один пошел против других 19 монастырей Афона.
В 19 и 20 веке в монастыре ощущалось «русское присутствие». Русские цари полюбили эту бунтарскую обитель и не жалели щедро вкладывать в нее. На их пожертвования был построен Спасо-Вознесенский храм и много малых храмов вокруг него.
Бунтарский Эсфигмен в 20 и 21 веках.
В середине 20 века Эсфигмен вновь показал свой бунтарский дух. С 1965 года настоятель и братия этого монастыря перестали поминать патриарха Константинопольского Афинагора. За что? Афинагор проводил совместные молитвы с Папой Римским Павлом 6. Эсфигмениты посчитали кощунственной такую совместную молитву с лидером католической церкви и обвинили Афинагора в экуменизме.
В 1974 году настоятель Эсфигмена – игумен Афанасий и братия отказались поминать другого константинопольского патриарха Димитрия. По тем же основаниям – дружит с католиками, экуменист.
Димитрий наложил на них запрет. Монастырь был отрезан от мира Афона и «затянут» в себя самого. Но это не остановило монахов Эсфигмена (упертые они в своем. Хорошо это или плохо?). Они вывесили над своей обителью черный флаг с надписью на греческом: «Православие или смерть!».
Мышление в духе «пан или пропал», двух вариантное не является ли ригидным? Всегда есть больше вариантов, чем черное или белое. Но, монашествующие Эсфигмена так не считают.
Они считают себя представителями старостильной Элладской церкви, ультраконсерваторами - ортодоксами и их лозунг: только одно чистое Православие есть единственно спасительное. Они пытаются быть оплотом такой идеи Православия. Патриархов Константинопольских они считают «врагами Православия». Как мы узнали ранее – и Афинагор, и Димитрий их не устроили.
Тут на Константинопольскую кафедру был выдвинут патриарх Варфоломей (нынешний).
И его тоже «забанили» монахи эсфигмениты. У них возникает вопрос: почему Афон должен подчиняться не Элладской церкви, а Константинопольскому патриархату, находящемуся в Турции. В корне всего этого лежит давний конфликт между турками и греками. Патриарх же Варфоломей человек гибкий, широкий и дипломатичный. Он, как представитель главной православной поместной церкви обязан строить мирные отношения со всеми другими конфессиями. Его заявление, что в каждой конфессии есть часть истины, его увлечение исламским богословием, его добрые отношения с Папой Римским, ультраконсервативные эсфигмениты воспринимают как враждебные. Нет, говорят они: истина только в Православии. В этом поступке верность Христу или паранойяльная верность идее о «единственно верной религии и конфессии»? Вопрос не риторический.
Сейчас эсфигменитов называют еще «православными зилотами».
Ответные ходы Константинопольского патриархата. История конфликтов.
В 2002 году Фанар признал официально Эсфигмен схизматиками. Такое признание ведет к официальному выдворению монахов из обители. Суд Салоников признал правомерность иска патриархата.
Далее, в 2005 году, была проведена специальная монастырская операция (СМО), создана община «Новый Эсфигмен», которая заменит братию «Старого бунтарского Эсфигмена» и займет их место в монастыре.
Тогда, в 2006 году, новая братия попыталась захватить монастырь силою. Но зилоты – аскеты «старой гвардии» монахов, дали им отпор и не пустили в обитель.
В 2008 году штурм обители совершили полицейские силы (была проведена малая специальная полицейская операция (СПО)). В ходе нее погиб один 25 летний монах эсфигменит. Это вызвало негодование в населении Греции. По политическим мотивам, СПО пришлось завершить. Но в 2009 году суд Салоников приговорил настоятель Эсфигмена – Мефодия и 14 ярых зилотов с ним к году тюремного заключения. Но в тюрьму никого не посадили. Просто достать не могли. Укрылись те в в стенах монастыря. В 2012 году состоялась новая СПО. Но она тоже не увенчалась успехом.
В 2016 году, настоятель Эсфигмена, архимандрит Мефодий, решил пойти «на уступки» и предложил условия «эсфигменского мира и согласия».Мефодий написал письмо в МВД Греции и Константинопольский патриархат, с желанием примирения. Ура, подумали представители государственной и церковной власти. На встречу с Мефодием приехали 21 апреля 2016 года делегации Константинопольского патриархата в составе митрополита Милетского Апостола, митрополита Андрианопольского Амфилохия и митрополита Селимврийского Максима.
Но Мефодий продолжал настаивать на пункте: поминать патриарха не будем, а с другими монастырями будем литургически дружить. Делегация поняла, что Мефодий уперт и не договороспособен.
В 2018 году и в 2020 году были еще два постановления суда Салоников по поводу выселения монахов зилотов из обители и формирование «Нового Эсфигмена».
Мятеж Эсфигмена 2024 года.
Итак, уже почти 60 лет бунтует этот монастырь. В июле 2024 года была предпринята новая попытка выдворить старую братию (118 монахов) из обители. Повстанцы заперли ворота и заявили, что будут сражаться до последнего монаха. Полиция, проводя СПО, оцепила обитель, как бы в блокаду. Монастырь отрезан от мира. Православная Северная Корея 2»? Если кого из монахов выловят: увозят на материк с запретом возвращения в обитель.
Читал воззвание братии Эсфигмена в посте ВКонтакте. Они говорят, что им нечего есть, что их старцы могут умереть с голода и просят помощи. Придет ли им помощь или на этот раз СПО и СМО будут завершены успешно – неизвестно. Откуда, будет брать пропитание монастырь, отрезанный от цивилизации и других монастырей?
Реакция РПЦ.
Представители РПЦ (об этом заявил в июле советник патриарха Кирилла, протоиерей Николай Балашов) видят ситуацию в политическом ракурсе. Монахи Эсфигмена против патриарха Варфоломея, как спецагента ЦРУ и экумениста. Мол, правильно делают монахи. Они борются за «чистоту православия».
Но русская церковь не собирается вмешиваться в этот конфликт. Русский ОМОН не придет на помощь повстанцам. Будет ли финансовая помощь им, со стороны РПЦ – тоже не освещается. Вариант, что греческую старую братию Эсфигмена пригласят в российский монастырь и они будут под флагом РПЦ поминать патриарха Кирилла – тоже не рассматривается.
Но со стороны РПЦ «видятся происки» во всем Константинополя. Мол, проведя сейчас СПО и СМО в Эсфигмене, Фанар не остановится. Далее, он возьмется за русский Пантелеймонов монастырь, за болгарский, сербский и румынские монастыри Афона и сделают Святую гору такой, какая она нужна Фанару и госдепу США, ставленником, которого, якобы является патриарх Варфоломей.
На мой взгляд такое «видение» иллюзорно и ошибочно. Ниже напишу почему.
Вести с Афона.
Мне было интересно узнать, как сами афониты относятся к происходящему сейчас с Эсфигменом.
Монах Андроник с Великой Лавры Афона никак не прокомментировал это событие пока.
Старец Афанасий Карульский заметил, что ничего серьезного не будет. Сколько он на Карулях и на Афоне, постоянно проблемы с Эсфигменом, но ничего не происходит. И сейчас не произойдет. Но все происходящее, по мнению Афанасия, «происки темных сил» политических.
Заключение или оценка ситуации.
Рассмотреть эту ситуацию стоит не с позиций церковных или политических (крен делается в эту сторону), а с управленческих.
Православие, в лице апостола Павла, говорит о «подчинении властям». И если Эсфигмен заявляет о себе как об истинном оплоте Православия, то он забывает и нарушает то, что сказано Павлом (и не только им).
Ты можешь не любить патриарха, ты можешь считать неправильным административное подчинение обители, но не ты устанавливаешь административные правила, так как не являешься Кинотом, а лишь одним из 20 монастырей Святой Горы. Поэтому, твое дело – подчиняться и соблюдать.
Монастырь может иметь свой устав и жить по нему (Эсфигмен это и делает, он живет по суровой аскезе, там хорошая школа монашества), но в вопросах исполнения административных взаимодействий стоит соблюдать субординацию. Иначе это уже не святое православие, а революционный комитет. Это уже не административное управление, а хаос. Православие такому не благоволит: нарушению законов.
Свежие комментарии