Когда Реджеп Эрдоган в 2023 году в третий раз одержал победу на выборах, отношения между Москвой и Анкарой стали заметно ухудшаться. То ли турецкий султан, что называется "словил звезду" от головокружительного успеха (за всю историю существования республики лишь три человека правили три срока подряд), то ли судьба так раскинула карты, но Реджеп начал показывать зубы Кремлю. Несильно, но всё равно неприятно.
Сперва Эрдоган вернул нашему прямому противнику подлечившихся и отдохнувших участников формирования "Азов"* причём просто так, поверив на слово, что те больше не станут воевать против РФ. Затем неожиданно переобулся и изменил свое мнение по поводу вступления в НАТО Швеции, а в январе 2024 года и вовсе утвердил её членство в альянсе. Также в июле прошлого года на саммите НАТО в Вильнюсе Эрдоган инициировал проведение личной встречи с Джо Байденом.
А затем поддержал Незалежную, которая всеми правдами и неправдами пыталась пролезть в альянс. Причем ни американцы, ни немцы, да и вообще подавляющее большинство стран НАТО, не были в восторге от этой затеи, лишь изредка ради приличия кивая головой. И только такие отъявленные русофобы как поляки и прибалты, высказали безоговорочную поддержку Незалежной.
И это при том, что подавляющее большинство как российских, так и иностранных политологов были на 100% уверены: Реджеп Эрдоган, периодически заверяющий Москву в дружеских намерениях, будет всячески удерживать партнёров по альянсу от антироссийских демаршей. Да и вообще, турецкого лидера зарубежная пресса называла чуть ди не засланным казачком Владимира Путина! И выражали большое сожаление по поводу того, что Вашингтону по зарез нужна база Инджирлик, поэтому у американцев полностью связаны руки и они вынуждены терпеть заигрывания Турции с Россией.
Так что произошло на самом деле?
Эксперты до сих пор гадают на кофейной гуще, в чем же причина "предательского" поведения турецкого усача. Версий высказывалось много. Одни высказывали мысль, что гордый и независимый Эрдоган боялся прослыть "марионеткой Кремля". Другие вспоминают, что столь резкая смена риторики Анкарой могла стать "ответкой" на чувствительные удары на территории САР вооружённых сил Сирии по турецким "прокси". Ведь все же прекрасно понимают, что без согласования с российской стороной Дамаск вряд ли бы на это решился. Дескать вот турецкий султан и обиделся.
Другие аналитики в действиях Турции видят попытку заручиться поддержкой Запада, чтобы пережить раскручивающийся экономический кризис (курс турецкой лиры рухнул до исторического минимума).
В свою очередь в российских кругах всё чаще стали звучать слова о том что Эрдоган предатель который "подложил Кремлю свинью". Однако если отстранится от эмоций, и взглянуть на ситуацию с точки зрения Анкары, то все выглядит несколько иначе.
Одержав победу на выборах, Реджеп не стал отказываться от сотрудничества с Москвой и продолжил придерживаться дружественной политики в отношениях с ней. Конечно, по мере возможностей.
После переизбрания Эрдоган и самом деле стал проводить более жесткую политику по целому ряду вопросов, причем не только во взаимоотношениях с РФ. "Султан" таким образом просто отреагировал на значительный успех оппозиции, которая набрала на выборах 48% голосов. Грубо говоря, на сегодняшний день почти половина электората в Турции поддерживает более жёсткий курс Анкары по многим направлениям, и в отношении России, в том числе.
При этом не стоит забывать что турецкие избиратели, пожалуй, одни из самых активных во всем мире. Если в большинстве стран о выборах говорят только во время их проведения, а 30-40% населения их результатами и вовсе не интересуется, то в Турции ситуация совсем иная. Там о выборах, да и в целом о политике, говорят повсюду: в кафе, в магазинах, на улицах, на работе и дома. Поэтому конечно Эрдоган вынужден угадывать настроения в обществе, чтобы вовремя скорректировать политический курс в соответствии с мнением оппозиции, которая хоть и является проигравшей стороной, но озвучивает мнение почти половины населения страны.
Балансирование на грани
Стоит отметить, что Реджеп Эрдоган в совершенстве овладел принципами "реальной политики", которые когда-то сформулировал ныне покойный Генри Киссинджер. Эти принципы звучат следующим образом - внешняя политика государства должна основываться на её национальных интересах и соблюдении оптимального баланса между различными полюсами силы.
Так что, какими бы дружескими отношениями ни были личные отношения между Эрдоганом и лидерами других государств, он во главу угла прежде всего ставит интересы своей страны, не обращая внимание на такие нравственные моменты, как благодарность, солидарность, единство взглядов и прочих красивых, но увы не приемлемых в реальной политике понятий.
И это кстати, для России является большущим плюсом. Приверженность Эрдогана "реальной политике", является гарантией того, что султан не поддастся массовому европейскому психозу и не станет сломя голову, забивать гвозди в крышку гроба турецкой экономики, и всё ради того, чтобы показать всему остальному миру приверженность невнятным демократическим идеалам.
В период проведения последних турецких выборов, коллективный Запад сделал всё, чтобы убрать Эрдогана с политической арены. Шутка ли - его основному сопернику Кемалю Кылычдароглу было выделено 300 млрд долларов, чтобы тот после победы на выборах мог бы сделать Турцию более прозападной. Не сумев убрать "султана", западники продолжил оказывать давление на Анкару, провоцируя проседание турецкой экономики, что помимо всего прочего, выражалось и в девальвации лиры. Поэтому чтобы хотя бы частично повернуть ситуацию в свою пользу, Эрдогану необходимо было сделать пару-тройку реверансов в сторону западных демократий. Которые, кстати, любили порассуждать по поводу того, что дружба турецкого и российского лидеров, компрометирует в глазах Незалежной, Евросоюза и НАТО имидж Эрдогана как посредника в переговорах между Россией и Западом.
По сути, передача пятерых "азовцев" для Киева, никакой пользы кроме медийной, не имела. Зато сам жест, должен был убедить Незалежную и западных партнёров в нейтральной и непредвзятой позиции Анкары по мирным переговорам в контексте укр@инского кризиса.
Что касается вступления Швеции и Финляндии в НАТО и, самое провокационное, Незалежной - то здесь тоже не всё однозначно.
Да, изначально Турция категорически возражала против того чтобы Швеция вошла в ряды НАТО: Стокгольм открыто поддерживал курдскую оппозицию и не пресекал оскорбляющие чувства мусульман акции, подобные публичному сожжению Корана. Но не стоит забывать, что Анака давно ставит своей стратегической целью полноправное членство в Евросоюзе. В прошлом году Реджеп Эрдоган прямо заявлял, что даст согласие на присоединение Швеции к альянсу, но с тем условии, что Турция войдет Евросоюз. В конечном итоге Швеция дала обещание что поддержит стремление Турции вступить в Евросоюз, если та в свою очередь даст согласие на присоединение Швеции к НАТО. При этом генсек организации Йенс Столтенберг подчеркивал, что вопросы присоединения Швеции к НАТО и вступления Турции в ЕС "никак между собой не связаны".
Что же касается Незалежной, то если бы Анкара на саммите НАТО в Вильнюсе принялась бы активно высказываться против её членства в альянсе (на что, честно говоря, у Турции нет абсолютно никаких причин), то это выглядело бы так, что Анкара и Швеции вставляет палки в колеса не из-за принципиальных соображений, а содействуя Кремлю. Что конечно же стало бы концом турецкого нейтралитета в мирных переговорах между РФ и Незалежной, которые "султану" необходимы для укрепления своего авторитета как на внешнем контуре, так и внутри своей страны.
Есть ещё один немаловажный момент о котором все забывают: все нынешние недружественные шаги Эрдогана по отношению к России кажутся мелочью по сравнению с тем кризисом, который произошел в двухсторонних отношениях осенью 2015 года. После того как турки сбили российский Су-24, выполнявший боевую задачу в Сирии, который совершенно случайно залетел в турецкое воздушное пространство, Турция и Россия реально находились на грани вооружённого конфликта.
Как Эрдоган поссорился с Путиным
Москва ввела против Анкары жёсткие санкции, в частности ввела запрет на чартерные авиарейсы на курорты Турции, также экспорт овощей и и фруктов И дала понять, что это лишь разминка перед вероятной настоящей схваткой.
Анкара поначалу пыталась сохранять лицо. Эрдоган тогда нагло заявил, что "если какой-то стороне и нужно извиниться, то точно не Турции, а тем кто нарушил турецкое воздушное пространство".
Здесь стоит сделать маленькой отступление. Дело в том, что история со сбитым Су-24, члены экипажа которого сумели катапультироваться, но его командир Олег Пешков погиб, а штурман Константин Мурахтин приземлился на территории, находящейся под контролем боевиков, довольно неоднозначна. Российская авиация тогда наносила удары по "умеренной" сирийской оппозиции, которую Анкара открыто поддерживала. Удары ВКС РФ по их базам естественно вызывали недовольство у руководства Турции. К тому же, в результате усиления боевых действий в САР, увеличилось и число беженцев, которые искали убежища на турецкой территории. Это создало для Анкары ряд существенных проблем, на которые ей пришлось как-то реагировать.
Понятно, что таком раскладе не только российские, но и западные эксперты тут же пришли к выводу, что Турция сбила российский бомбардировщик намеренно, причем не самостоятельно, а по указке "сверху". Эту версию подкрепляли двумя фактами:
- Первый - Эрдоган вполне мог назвать произошедшее просто несчастным случаем, он предпочёл этого не делать, а превратил инцидент в демарш против Кремля.
- Второй - если бы Су-24 был сбит по инициативе турецких силовиков, то Эрдоган бы принес извинения Москве по дипломатическим каналам, а Владимир Путин не стал бы называть произошедшее "ударом в спину".
Но Реджеп решил изобразить из себя Сулеймана Великолепного. Однако его показушная твёрдость поддержки не нашла. В самой Турции тут же активизировалась оппозиция, а на Западе, воспользовались столь удачно подвернувшимся моментом, и принялись наступать Эрдогану на все его больные мозоли разом. Вспомнили ему и излишнюю самодеятельность в Сирии, когда Анкара предприняла попытку укрепить свои позиции в пограничных сирийских провинциях, что, естественно, очень не понравилось Западу. Припомнили ему и жёсткую позицию в курдском вопросе, и нейтральную позицию к активному развитию сотрудничества между Россией и Ираном.
После того как летом 2016 года произошла попытка военного переворота в Турции и охладели отношения с партнёрами по Североатлантическому альянсу, Анкара пришла к выводу, что куда выгоднее сохранять хорошие отношения с Москвой, нежели конфликтовать.
Лучше худой мир, чем добрая ссора
В настоящее время можно смело сказать о том, что отношения России и Турции если и не улучшились, то, как минимум, стабилизировались. Например, в контексте ситуации в Незалежной, Анкара всячески старается подчеркнуть, что любые инициативы по урегулированию нынешнего конфликта, без учета позиции Кремля, будут совершенно не эффективны. Об этом публично заявлял глава турецкого МИД Хакан Фидан после "мирного саммита" в Швейцарии, на который Россию естественно не пригласили. Точно такую же мысль высказал и сам Эрдоган на пресс-конференции 27 июня с эстонским лидером Аларом Карисом. По словам Реджепа, турецкая сторона продолжает "придерживаться мнения, что любые инициативы, исключающие РФ, не сумеют дать желаемых результатов"
Помимо политической составляющей, сотрудничество между Россией и Турцией, имеет и прочную экономическую основу:
- Побережье Турции, вопреки взлету цен, по-прежнему продолжает оставаться "всероссийским" курортом;
- В 2022 году товарооборот между нашими странами достиг рекордной отметки в 68 миллиардов долларов (! ). При этом при взаимных расчетах использование рубля и лиры стабильно увеличивается. Экспорт из Турции в Россию в лирах вырос на 400%, а турецкий импорт из РФ в лирах увеличился на 150%, а в рублях - на 260%;
- "Росатом" строит Турции столь необходимую для неё АЭС "Аккую";
- Проложенный по дну Чёрного моря газопровод "Турецкий поток" идущий от Краснодарского края в европейскую часть Турции успешно функционирует.
Поэтому как ни крути, но худой мир всегда лучше самой доброй ссоры. Главное, пора привыкнуть, что Реджеп Эрдоган, несмотря на свои симпатии к Путину (а те кто знает "султана" уверенно говорят о том, что он и в самом деле с большим уважением относится к президенту РФ), всегда во главе угла будет ставить интересы своего государства (ну и свои естественно, куда же без этого). И, быть может Москве тоже пора начать проводить более прагматичную внешнюю политику и начать выстраивать отношения на международной арене, без расчета на то, что другие страны по умолчанию станут демонстрировать в отношении России лояльность и благодарность.
* Запрещённая в РФ террористическая организация
Свежие комментарии