Абхазские источники сообщают, что сегодня единственным местом, не испытывающим никакого энергодефицита, стало село Команы, расположенное недалеко от столицы. Его называют деревней майнеров — добытчиков криптовалюты. После того как Россия перестала поставлять Абхазии электроэнергию по льготным ценам, свет остался только в домах этого села.
Сегодня уже всем, наверное, известно, что проблемы в республике начались не столько из-за не подписанного местными властями инвестиционного соглашения, сколько из-за майнеров, ставших чуть ли не главным источником дохода тысяч жителей этого квазигосударства. На первом месте, разумеется, туризм на втором — цитрусовые. При этом криптовалютчики были и пока остаются основными потребителями электроэнергии, которая до недавнего времени поставлялась из России по весьма и весьма льготным ценам. Слишком энергозатратное это дело, майнинг.
Недавно министр энергетики Абхазии рассказал, что половина дефицита электричества приходится именно на майнеров. Сейчас с ними активно борются — изымают оборудование. Но проблема остается. Впрочем, абхазский майнинг имеет смысл только в случае льготных тарифов на электроэнергию. А этого сейчас Россия позволить себе не может.
Все дело в том, что из-за присоединения новых регионов у нас самих возник дефицит в Ростовской области и Краснодарском крае. Не до жиру. Но готовы ли абхазы войти в положение своего главного экономического партнера и спонсора?
По-моему, до взаимопонимания еще далеко. Местные элиты привыкли требовать и получать.
На днях Маргарита Симонян прокомментировала ситуацию в Абхазии и предостерегла: «Потерять Абхазию как союзника, как наших ближайших… это, извините, самоубийство», — отметила главный редактор RT. Она напомнила, что путь пешком от Сириуса до границы мало кем признанной республики занимает всего полчаса, и предложила представить, что будет, если в республике «будет что-то такое нехорошее».
О, я сторонник осторожного и деликатного подхода. Абхазия действительно нам нужна. Возможно, не как покорная страна, стремящаяся во всем нам угодить и согласная на любые условия, но хотя бы как сочувствующая. Не только мы должны входить в положение абхазов, но и они — в наше.
А вот с этим проблема.
90 процентов жителей республики имеют российское гражданство, а вместе с ним все те же льготы и преимущества, которые имеем мы. Пенсии там российские, абхазская молодежь учится в наших вузах, а потом работает в наших фирмах и компаниях, взрослые получают медицинское обслуживание (до Сочи рукой подать, многие там и зарегистрированы).
По сути, в Абхазии живут россияне, которые никакой ответственности за Большую Родину не несут, поскольку находятся за границей и подчиняются местным законам и правилам.
Меня удивляет, что там до сих пор нет, например, казино.
С 1 июля 2009 года азартные игры в России запрещены везде, кроме четырех специальных зон: вблизи Владивостока, на Алтае, под Калининградом и на Азовско-Черноморском побережье Кавказа. Но если Сухум, Гагры или Пицунда решат заработать на азарте российских туристов, никто помешать им не сможет. Они ведь независимые и гордые.
Абхазия может даже легализовать продажу оружия, наркотики и проституцию, и опять Россия не сможет возразить. Хотя понятное дело, что потребителями всех этих не законных у нас услуг стали бы пользоваться именно россияне. Вот почему мы потребовали синхронизации законодательства. Согласитесь, совершенно справедливо.
Безусловно, Маргарита Симонян права: Абхазию мы потерять не должны — туда тут же заползут и расцветут американо-турецкие НКО (и они, кстати, пытаются). Объяснят местному населению, что дружить надо не с Россией, а, например, с Турцией. В этом случае до майдана в Сухуме — рукой подать.
Но и иметь фактически российский анклав, не подчиняющийся российским законам, тоже как-то нелепо.
Наши требования к Абхазии сформулировал 10 декабря первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин:
● Если вы отказываетесь от прежде заключенных договоренностей, которые были плодом переговоров и всего остального, если вы настаиваете на том, что граждане России не должны иметь в Абхазии тех прав, которые имеют граждане Абхазии в России, и считаете это принципиальным, боитесь наплыва из России людей в Абхазию, то, собственно говоря, какие у вас основания от нас ждать безвозмездной помощи?
● Оппозиция разыгрывала эту карту под лозунгом «ни пяди земли не отдадим». Это произошло не вчера, не позавчера, а два-три года назад. За это кто-нибудь будет нести ответственность из тех, кто просит теперь деньги отдать? Накажите людей, которые этим занимаются и отбейте у них охоту спекулировать на отношениях с Россией.
● Нет никаких оснований на веру принимать заявления о верности в условиях, когда оппозиция и власти Абхазии ведут себя безответственно по отношению к соглашениям, которые между нами заключены.
На мой взгляд, депутат слишком резок. Однако все, что он сказал, — чистая правда, да и то не вся. Но надо помягче.
Впрочем, тон во взаимоотношениях с Абхазией может быть каким угодно, лишь бы привел к желаемому результату.
Свежие комментарии