Разговоры о ядерной войне стали настолько обыденными и частыми, что не вызывают, как раньше, осуждение или, тем более, ужас. Упоминание об атомном армагеддоне в приличном обществе уже не дурной тон. Вот вчера, например, замглавы МИД России Сергей Рябков, выступая в ходе дискуссионного клуба «Валдай», заявил:
«В результате все более безрассудных действий Запада создаются осязаемые риски перехода ситуации к состоянию, когда в практической плоскости может встать вопрос о применении ядерного оружия».
И далее:
«Агрессивная от начала до конца политика США и НАТО направлена на разрушение внешнего контура безопасности РФ и создает для нас прямые и явные угрозы, причем непосредственно на рубежах Союзного государства России и Белоруссии»
Мы, конечно, ощущаем, как в мире нарастает напряжение. Но не знаем, какие ведутся консультации между лидерами ядерных сверхдержав. А они наверняка ведутся, как вели интенсивную переписку генсек ЦК КПСС Никита Хрущев и президент США Джон Кеннеди. О ней мы узнали лишь спустя десятилетия.
Оказывается, первым такой формат общения предложил именно советский лидер — в сентябре 1961 года он отправил американцу 26-страничное письмо.
«Я подумал, что, возможно, было бы полезно обратиться к Вам в неформальной форме и поделиться некоторыми из моих идей. Если Вы не согласны со мной, можете считать, что этого письма не существовало, и, естественно, я, со своей стороны, не буду использовать эту корреспонденцию в своих публичных заявлениях. Ведь только в конфиденциальной переписке можно сказать все, о чем думаешь, не обращая внимания на прессу, на журналистов».
Хрущев сравнил планету с Ноевым ковчегом:
«У нас нет другой альтернативы: либо мы должны жить в мире и сотрудничать, чтобы удерживать Ковчег на плаву, либо он пойдет ко дну».
Джону Кеннеди идея обмена приватными письмами пришлась по душе, и он ответил:
«Мне очень понравилась приведенная Вами аналогия с Ноевым ковчегом… Какими бы разными мы ни были, наше тесное сотрудничество во имя сохранения мира не менее, если не более, важно, чем это требовалось для достижения победы в последней мировой войне».
Оба лидера придерживались договоренностей: Кеннеди писал Хрущеву втайне от администрации Белого дома, Хрущев не давал читать ни свои письма, ни письма американца членам Политбюро.
Мне кажется, именно это неофициальное общение лидеров двух сверхдержав помогло разрешить Карибский кризис. Вот что этому предшествовало.
Кеннеди — Хрущеву, 23 октября1962 г:
«Я думаю, Вы признаете, что первым шагом, послужившим началом нынешней цепи событий, было действие Вашего правительства, выразившееся в тайной поставке на Кубу наступательного оружия».
Хрущев — Кеннеди, 27 октября1962 г:
«Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединенных Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаете».
Уже через несколько часов, в ночь на 28 октября генеральный прокурор США и брат президента Роберт Кеннеди тайно встретился с послом СССР Анатолием Добрыниным, чтобы предложить мирную сделку на следующих условиях: Хрущев приказывает вывести ядерное оружие с Кубы, в то время как президент Кеннеди обязуется снять блокаду с Кубы и в течение шести месяцев демонтировать ракеты в Турции. Это было устное соглашение, никаких подписей и гарантий. Но обе стороны выполнили условия.
За последние 62 года много воды утекло в Гольфстриме, но горячие головы все чаще предлагают попугать американцев, разместив наше ядерное оружие в Венесуэле, Никарагуа или на той же Кубе. Когда-то я подробно писал о том, почему это невозможно, цитировал письмо оскорбленного Фиделя Кастро Хрущеву.
Кстати, турки тоже были возмущены тем, что американцы вывезли свои «Юпитеры» из-под Измира.
Однако возможны другие варианты. Взять хотя бы наше гиперзвуковое оружие, в существовании которого давно убедились американцы. Для его применения не нужно размещать пусковые установки вблизи берегов США — ракеты преодолеют огромное расстояние между Сибирью и американской территорией за считанные минуты.
Возможно ли, что между американскими президентами последних лет и Владимиром Путиным тоже существует тайная доверительная переписка? Ответ такой: я бы удивился, если б ее не было. Однако судя по результатам, которые мы видим, на лидеров США наши аргументы действуют плохо. Но продолжать убеждать, что их страна под прицелом и вряд ли выживет в случае начала ядерной войны, конечно, надо.
Во всяком случае, Джон Кеннеди когда-то признал, что был не прав: первый шаг к Карибскому кризису сделал именно он, разместив ракеты в Турции. Размещение ракет на Кубе стало лишь ответным шагом. Вообще, американцы начинают что-то соображать, лишь когда их ставят в аналогичное положение.
Примерно то же самое происходит вокруг Украины. Только в Соединенных Штатах пока не чувствуют угрозы, а потому позволяют себе безрассудное поведение. Скорее всего, они уверены, что им опять удастся перевести стрелки на Европу, во всяком случае, очень стараются. А Европа даже не осознает, что напрашивается на живительную эвтаназию.
Заметьте, в 1962 году соцстраны не стали кудахтать о гарантиях безопасности Кубе, Варшавский договор не приглашал Остров Свободы в свои ряды. СССР не ставил условия: никаких переговоров о Кубе без участия Кубы — такая чушь никому и в голову бы не пришла. Хотя американцы вели себя как самые настоящие агрессоры: высаживались на побережье залива Свиней, объявили эмбарго и санкции, заблокировали остров армадой своих военных кораблей.
Сегодня безумцы из НАТО напропалую дают гарантии безопасности Украине и в открытую снабжают ее оружием для войны с нами. И старательно делают вид, что это не британцы с американцами построили военно-морскую базу в Очакове, биолаборатории, установили разведывательные комплексы вдоль всей границы с Россией. И это только то, что мы знаем. Они цинично внушают миру, что мы совершенно немотивированно напали на несчастную нэньку, потому что у нас чешутся имперские амбиции. Правда, безоговорочно верят им только вассалы из ЕС — остальной мир прекрасно понимает, что произошло на самом деле.
Даже из окружения Трампа то и дело доносятся предложения, как бы усадить Путина и Зеленского за стол переговоров. То есть пытаются представить дело так, будто конфликт региональный, между двумя соседними державами, которые не поделили между собой какую-то ерунду. Принцип «никаких переговоров об Украине без Украины» сохраняется.
Нет, ребята, на этот раз так не будет. В Стамбуле договорились, что Украина соглашается на нейтральный статус, а значит, на ее территории не найдется места для ваших баз и другой военной инфраструктуры. Потому они вам и не понравились. Вам позарез нужно иметь плацдарм для нападения на Россию, и чтобы вам за это ничего не прилетело.
А значит, переговоры об Украине должны пройти без Украины. Или при ее формальном участии — ставьте подпись здесь, здесь и еще здесь. Свободны. Ибо, как и во времена Карибского кризиса, договариваться между собой должны сверхдержавы, ответственные за мир во всем мире. Никакого права голоса киевская хунта не имеет.
Свежие комментарии