Иногда эти смыслы воплощаются в прямо-таки монументальных изображениях. Два таких монументальных, поистине иконографических, изображения Дня народного единства — одно российское, другое казахстанское — я и сравню в этой статье.
А перед этим приведу некоторые советские изображения, имеющие отношение к теме.
Советская предыстория российского смысла Дня народного единства
В исторической России ничего подобного не было, а вот в СССР — очень даже было. Под идеологию о том, что в СССР невероятно расцвела дружба народов, да и вообще возникла «новая историческая общность — советский народ», рисовались вот такие иконные плакаты:
Это, видимо, первомайская демонстрация. Как можно видеть, представители ВСЕХ народов, КРОМЕ РУССКОГО, одеты в свои праздничные национальные костюмы.
И только русский, несмотря на праздник, одет… гм, как странно… в рабочую спецовку. Видимо, только что с завода и после этой сцены сразу пойдёт на завод. Главный знаменосец – тоже русский, тоже ни в каком не в национальном костюме, а в брюках и футболке(?). Тоже может сразу после мероприятия, не переодеваясь, отправиться на работу — если не к станку, то к кульману. Ну и русская массовка слева – тоже в очень прозаической усреднённо-городской одежде.
Вот ещё несколько плакатов о дружбе народов:
Везде одно и то же: Ваня в рабочей одежде, а гоги-мыколы-владисы — во всём праздничном-национальном. Работай, Ваня! А на то, что ты наработаешь, мы попразднуем: сошьём себе бурки и папахи, вышиванки и черевички, поедим и попляшем. Чё это у тебя, Ванька, рожа-то такая кислая? У нас в стране высшее звание — человек труда! Давай иди работай! А мы за тебя попразднуем!
Всем известная табличка о бюджетных перетоках между республиками СССР вполне соответствует этой картине.
Этот момент выдерживался на советских плакатах твёрдо: именно русский МУЖЧИНА не должен был быть одет в русский национальный костюм. Плакатной русской женщине это иногда позволялось, но плакатному русскому мужчине — нет. Может, и бывала такая редкость, но, по крайней мере, я плакатов с русским мужчиной в национальном костюме не встречал. Почему так? Потому что женщина, во что бы она ни была одета, на власть не претендует, а вот мужчина — носитель власти, контролирующий территорию. Причём именно русские мужчины являются настоящими хозяевами этой страны. И то, что русские мужчины могу сорганизоваться именно как русские, было для большевицких узурпаторов страшно. Насколько страшно — показало Ленинградское дело 1949 года. Уж вроде и Сталин хвалебную речь про русский народ произнёс, но когда русские партийные чиновники стали предлагать ввести в РСФСР такие же государственные институты, что и в других республиках СССР, то этих чиновников стали расстреливать невзирая на положение — секретарей ЦК, членов Политбюро и Оргбюро ЦК включительно. Аресты проходили по всей стране, всего было осуждено более 200 человек. А исключено из партии и уволено с работы было более 2000 человек. Ух, как эти гадкие русские пустили свои мерзкие щупальца! По всей стране пришлось их обрубать!
А теперь перейдём к современной России.
Современное положение русских в России
Прошло более 30 лет с момента распада СССР. Улучшилось ли положение русских в России по сравнению с их положением в СССР?
В общем, нет.
Власть всё так же действует в рамках советских русофобских практик и старается делать вид, что русского народа не существует.
Есть, впрочем, и положительные моменты: русские могут обсуждать свои русские дела и даже критиковать русофобские практики власти (в советские времена за это оправляли в разные периоды к стенке или в тюрьму). Так что — дело за русской мыслью.
После начала СВО пошли сообщения, что Центры «Э» (по борьбе с экстремизмом) МВД по всей стране получили указания прекратить кошмарить русских людей за обсуждение русских проблем и чаяний. Так что наши воины на СВО проливают кровь, кроме как за спасение страны в целом, ещё и за русскую свободу слова. Поклон им, кроме всего прочего, и за это тоже!
Картина подхода власти к русскому народу медленно улучшается. В.В.Путин постепенно назначает более вменяемых губернаторов, но процесс идёт очень постепенно. Возможно, это и есть максимально разумный путь, ибо надо отслеживать реакцию общества. Как сказал бы товарищ Карно, процесс должен быть квазистационарным.
Но, конечно, хотелось бы похаризматичнее и побыстрее.
Тем более, что потеря темпа в любой конкурентной игре — это плохо.
Сбербанк и День народного единства в современной России
Есть у нас в стране удивительное учреждение — Сбербанк. 50%+1 акция – во владении российского государства, а 44% — во владении иностранных институциональных инвесторов. То есть во владении резидентов враждебных России стран. Скорее всего – США и Британии.
На этом фоне, как сообщил Н.С.Михалков в своей передаче «Бесогон», Сбербанк активно лезет в обустройство российского образования. И продвигает в нём какие-то странные и разрушительные западные схемы. Видимо, 44%-ные акционеры попросили.
Кроме того, Сбербанк много лет интенсивно рекламировал ввоз мигрантов: при входе каждого клиента в «Личный кабинет» ему для начала показывалась анимированная заставка про добрых мигрантов-курьеров, которые, не щадя себя, круглые сутки развозят россиянам заказы. Видите, мол, какие мигранты замечательные: обслуживают нас вовсю! Правда, сфера доставки — это очень даже хорошо оплачиваемые рабочие места, которые хотели бы занять и многие коренные россияне.
Были ли у Сбера заставки, появляющиеся при входе в личный кабинет, не содержащие рекламу мигрантов? Нет, таких заставок эти несколько лет не было. Все — только с рекламой гастарбайтеров.
Это — пропагандистская компания, огромная по своему воздействию. У Сбера десятки миллионов клиентов, каждый из них по нескольку раз в месяц заходил в личный кабинет и облучался этой пропагандой. В течение многих лет.
Как тут не вспомнить британские центры по содействию эмиграции в Россию, расположенные в Таджикистане?
Правда, после совершённого мигрантами теракта в «Крокусе» (в марте 2024 года) вся эта реклама мигрантов вдруг пропала. Видимо, рявкнул кто-то сверху, потому что вместо рекламы была помещена совершенно безликая заставка с логотипом «Сбера» из оргстекла.
И вот, этот дивный «Сбербанк» 4 ноября 2021 года поздравил россиян с Днём народного единства вот такой картинкой:
Картинка очень говорящая, и с большой силой говорящая. Какие же смыслы она транслирует зрителю? Я это как-то уже разбирал, но чтобы не заставлять читателя разыскивать этот разбор в другой статье, я повторю его здесь.
Начнём с нижнего ряда балконов. Справа девица со среднеазиатскими косичками оглашает окрестности громким пением. Cвоё звуковое доминирование она усиливает вынесенной ею на балкон радиобухтелкой. Все остальные вынуждены это слушать. «Нравится, не нравится — терпи, моя красавица». (Правде жизни это не особенно соответствует: нормальная среднеазиатская женщина не станет оглашать воздух песнями с балкона; но мысль автора картинки именно такова: вот кто тут нынче хозяин, вот кто навязывает всем свои правила.)
Слева от неё — тоже девица. Она имеет радикально чёрные брови и глаза и шевелюру химически-коричневого цвета. Ну что ж, почему же южной девушке не покрасить волосы? Пение соседки она воспринимает позитивно.
В следующем ряду балконов справа стоит кавказский джигит в бурке и папахе (видимо, 4 ноября он воспринимает как праздник, заслуживающий присутственного одеяния по высшему разряду), а слева — дедушка в тюбетейке (т.е. среднеазиат). Наверно, это дед одного из гастарбайтеров, изображённых на будничных заставках Сбербанка. Он ввёз дедушку и посадил его на российскую социалку.
И, наконец, высший ряд балконов! На нём присутствует толсточернобровый и черноглазый молодой человек, перед которым стоит раскрытый ноутбук. Видимо, это бизнесмен, ведущий в этот момент дела. Бизнесмен с экспрессивной южной жестикуляцией говорит по телефону. Наверно, это один из гастарбайтеров со сбербанковских будничных заставок, достигший успеха.
На правом балконе в верхнем ряду — свежеприготовленный казан с пловом (вот прямо только крышку сняли, идёт пар). Будет праздничный пир! Возможно, этот второй балкон тоже принадлежит молодому человеку с телефоном: он ведь достиг успеха, почему ему не иметь два балкона?
Порадуемся за приезжих… Кстати, почему они приезжие? Ну, во-первых, потому, что такой интернационал только в Москве или других русских городах и можно найти. Во-вторых, джигит вывесил картинку с горной вершиной — в этом не было бы нужды, если бы он был дома, где гор полно.
НО… ГДЕ ЖЕ РУССКИЕ?!
Все квартиры с балконами заняты приезжими, так что местным остались только квартирки сильно похуже — без балконов.
Слева от бизнесмена за стеклом застенчиво щемится какой-то человек эстрадно-европеоидной внешности. То ли какой-то николаев, то ли какой-то макаревич. Балкона у него нет (уровень жизни, таким образом, пониже, чем у нерусских персонажей на этой картинке), а открыть окно, чтобы поучаствовать в этом празднике жизни, он не рвётся. Его поза скорее выражает опасливую растерянность: что там за шум?
Справа от кавказского джигита мы видим какую-то бабулю в чём-то вроде головного платочка. С кошкой. Может, она и русская, но в любом случае её лицо, мягко говоря, не радостно.
Справа от плова — в окно выглядывает собачка. Слева от дедушки в тюбетейке — окно, в которое видны два горшка с растениями.
То есть эти четыре окна содержат бессловесную и беспомощную флору и фауну: растения, рыхлый человек, собака, пенсионерка с кошкой. Они никак себя не проявляют, окон не отворяют и, кажется, рады, что могут скрыться от всех этих звуков и запахов за оконным стеклом. Они функционально подавлены контролирующими пространство приезжими. И непонятно, русские они или нет. То есть, может, быть, русских на этой картинке и вовсе нет — то есть замещающая миграция завершилась.
Но взглянем на окно в нижнем ряду слева. Там… манекены! Оба женские. Один манекен голый и без головы, а другой — вроде как в русском кокошнике! И вот это, наконец, единственный несомненно русский персонаж на этой картинке. Он, правда, манекен. И женского пола. И вообще неживой. Ну, у всех есть недостатки.
В общем, эта картинка, по-моему, идеально показывает ту роль, которая уготована англосаксонскими акционерами Сбербанка русскому народу в России.
МАНЕКЕН В КОКОШНИКЕ.
И ГОЛЫЙ МАНЕКЕН БЕЗ ГОЛОВЫ (ТО ЕСТЬ БЕЗ ЛИЧНОСТИ И РАЗУМА).
ОБА МАНЕКЕНА — ЖЕНСКИЕ. ТО ЕСТЬ ПРИЗРАК РУССКОГО МУЖЧИНЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРИСУТСТВОВАТЬ ДАЖЕ В ВИДЕ МАНЕКЕНА.
Манекен — это нечто более мёртвое, чем труп, ибо труп когда-то был живым, а манекен никогда живым не был. То есть эта картинка говорит: русский народ — это иллюзия, его никогда не было; есть какая-то мёртвая, изначально мёртвая, атрибутика, с которой хорошо бы уже расстаться.
Место этих манекенов — самое низкое в иерархии этой картинки: в нижнем ряду, квартира без балкона.
О, что это? На кроне дерева в центре мы читаем: «с Днём народного единства».
Нас поздравляют!
Спасибо за откровенность, Сбербанк.
Донёс ты до нас, Сбербанк, мысли и планы твоих англосаксонских хозяев насчёт русского народа.
Мы этого не забудем.
А вот как мыслят День народного единства в Казахстане
Точное официальное название этого дня — День единства народа Казахстана, празднуется он 1 мая. Много лет к этому дню рисовались довольно серые плакатики (несколько радостных детишек с условными признаками присутствующих в Казахстане национальностей), но в 2024 году миру было явлено изображение единства народа Казахстана потрясающей монументальной силы.
Вот этот плакат:
Плакат этот обрёл заслуженную популярность. И не зря: в нём показаны, вплоть до деталей, все принципы строительства казахского национального государства.
Прежде всего, в Казахстане юрта – это дом казахов. И больше никого.
То есть единство народов Казахстана заключается в том, что все народы Казахстана строят дом казахскому народу. И больше никому.
(Это как если бы в России с Днём народного единства поздравляли плакатом, на котором все народы России — от чеченцев до чукчей — строят русскую избу. Но у нас таких плакатов нет. У нас есть плакат Сбербанка, на котором русские изображены в виде женского манекена рядом с живущими полной жизнью представителями других народов.)
Это — послание такой силы, что всё остальное по сравнению с ним является мелкими деталями.
Посмотрим, однако, и детали — по канонам разбора монументальной живописи.
Когда фигуры сравнимы по размерам и одеянию, их статус определяется высотой на картине («верх-низ»), позой и выполняемой функцией.
На этом плакате надо всем доминируют два мужчины в казахской национальной одежде, стоящие на лесенках справа и слева. То есть главные в Казахстане — мужчины-казахи. Логично.
Фигура второго ранга, стоящая чуть ниже этих двоих — казашка в красном платье. Таким образом, среди трёх высших фигур неказахов нет.
Третий статусный ряд — две казашки (слева в зелёном, справа в белом платье) и молодой кавказец (чеченец? ингуш? грузин?). Впрочем, девушка в белом платье может быть и не казашкой, а, например, кореянкой: она без казахского головного убора. Хотя вряд ли: она поправляет верёвку юрты; так что, наверно, всё-таки казашка. Кавказец, хотя и стоит на одном уровне с двумя девушками, функционально ниже их: они поправляют верёвки юрты, а кавказцу касаться юрты не доверено, он лишь почтительно что-то подаёт казашке в красном платье.
Четвёртый статусный ряд — две девушки, стоящие на уровне земли. Белый платочек на левой мог бы указывать на то, что на русская, но всё её остальное одеяние абсолютно не русское. (Татарка?) Она стоит, держа руки на весу, и ждёт указаний от вышестоящих. Правая девушка, судя по её активному воздействию на процесс, вероятно, казашка.
Наконец, пятый статусный ряд — люди, сидящие (на коленях и пятках) на уровне земли. Национальность девушки, сидящей слева, как и стоящей девушки в белом платке, вряд ли можно определить с уверенностью — это какие-то обобщённые неказашки, но, конечно, и не русские. «Араб» в белой одежде и молодой человек справа от него — это тоже обобщённые неказахи, но и, конечно, не русские (дунгане, уйгуры, …). Низкий статус правого подчёркнут тем, что он смиренно ждёт, когда девушка в белом платке соизволит сойти с реек, которые он хочет взять.
А вот старый кавказец справа внизу наводит на мысли о глубоком политическом мышлении автора плаката. Статус этого кавказца — самый низкий на всей этой картине. Он не только сидит на земле, но и выполняет самую тупую и пассивную работу — держит лестницу, тогда как его молодой соплеменник стоит на лестнице и допущен что-то подавать казашке в красном платье. Как же так? Ведь у кавказцев традиционно высок статус старейшин, а тут молодой кавказец вознесён, а кавказский старейшина опущен до нижайшего возможного предела. А дело в том, что тут мы видим древнейший властный приём: разрушение внутренней иерархии подчиняемого сообщества. В процессе казахского национального строительства кавказцам сообщается:
— Это не вы будете решать, кто между вами главный. Это будем решать мы, казахи. Вот ты, молодой, отныне будешь важным человеком — будешь казашке подавать, что она прикажет. А ты, старый, будешь ниже низкого — сиди на коленях на земле и держи лестницу.
Это не хорошо и не плохо — это просто приём осуществления власти, применяемый всё время существования человечества. Это мы в России раскормили диаспоры и позволили образоваться в них внутренним иерархиям. И сейчас только начинаем расхлёбывать последствия этого. Очередной мастурбек совершает преступление — авторитетный лидер диаспоры дядя Турал его отмазывает. Другие мастурбеки это видят — и тоже безбоязненно совершают преступления. Дядя Турал опирается на свою диаспору, и дядя Турал защищает свою диаспору — абсолютно плюя на местное население. А у казахов дядя Турал прочно сидит на коленках на земле сбоку от юрты и счастлив, что ему дали подержать лестницу для русского. То есть, извините, для казаха.
Однако же настал момент спросить — А ГДЕ ЖЕ ТУТ РУССКИЕ?
А ИХ НЕТ.
Так что же, картинка неадекватная?
Ну почему же. Очень даже адекватная.
Русские в Казахстане — Великая Фигура Умолчания.
Нынешний Казахстан во всех его основных проявлениях — государственные институты, экономика, наука, всё-всё-всё — построен русскими. Не в том смысле, что никто другой при этом не работал — работали-то все, но вот структуру, знания и практики привнесли русские, и они же были организующей силой, которая всё это воплотила в жизнь. По большей части не русские это придумали (например, римское право), но русские это привнесли в Казахстан и реализовали. Как до 1917 года, так и после.
И нет ни малейших признаков, что казахи как-то двигаются в сторону возвращения к родным степным обычаям. К степному правосудию, например. Нет-нет, лучше уж пусть будет, как есть сейчас (то есть как сделали русские). Кстати, «суд» на казахском будет «сот» (ассимилированное русское «суд»).
Приведу ещё два примера русских усилий в строительстве Казахстана.
1. Освоение целины
И не просто какие-то местные русские поработали на устроение казахстанской жизни. Россия отрывала от себя ценнейшие ресурсы — в первую очередь высококвалифицированных специалистов — чтобы построить науку и промышленность в национальных республиках. А эти люди были ох как нужны в самой России!
Вспомним программу освоения казахстанской целины (1954-1965). В Казахстан были направлены из России десятки тысяч русских, которые в тяжёлых условиях поднимали целину. Студентов массово отправляли туда работать вместо летних каникул. Тратили на это дело не только людей:
<<
На целину отправляли значительное количество производившихся в стране тракторов и комбайнов: только в 1954 году — 120 тыс. из 137 тыс. произведённых тракторов общего назначения и около 10 тыс. из 37 тысяч комбайнов, а также — соответствующее навесное оборудование: плуги, сеялки, дисковые бороны, культиваторы. На выполнение программы было брошено более 100 тысяч автомашин.
>> (вики)
Насколько тяжёлыми были условия? Старая женщина-врач рассказывала мне, что поехала на целину в первый (1954) год этой эпопеи. Этот год был единственным, когда на целину ехали добровольцы. Будучи студентом-медиком, она там выполняла обязанности скоропомощного врача. Как-то её повезли к тяжёлому больному. Она поставила ему диагноз, назначила лечение и отвезла в местную крохотную больницу. Там он умер, потому что не было растворов для капельниц. Вот в таких условиях осваивалась целина.
Все эти огромные русские усилия, конечно, было бы логично и справедливо приложить в средней полосе России, возрождая там русские деревни. Но — приложили в Казахстане. И я что-то не слышал, чтобы казахский народ хоть раз поблагодарил русских за это.
2. Направление российских ресурсов в казахстанскую науку
Расскажу историю из жизни московских научных кругов. Такие истории циркулируют в этой среде в статусе баек, но я ещё не встречал случая, когда они оказались бы неправдивыми.
Жили-были два выдающихся советских физика, отец и сын — Леонид Исаакович (1879-1944) и Сергей Леонидович (1910-1990) Мандельштамы. Особенно выдающимся был отец, но и сын был не мал. И оба были настоящими учёными. В Великую войну Сергей Леонидович, кроме прочего, изрядно поработал, разрабатывая оружие Победы, да и вообще имел заслуги. В какой-то момент (видимо, году в 1955…1960-м), его вызвали к высокому начальству и сообщили, что его ценят и видят будущим академиком АН СССР, но чтобы начать благодатный процесс движения к этому званию, ему надо будет поехать лет на пять в Казахстан поподнимать тамошнюю физическую науку. А после этого его выберут в членкоры. Мандельштам отказался, а вернувшись в общество коллег, с негодованием воскликнул:
— Да чтобы сын Мандельштама поехал работать в какой-то Казахстан!!! Никогда!
(И стал членкором только в 1979 году, а академиком — не стал вообще. Но зато создал и возглавил прекрасный Институт спектроскопии АН СССР. В России. Этот институт до сих пор является одним из лучших по научной атмосфере научных учреждений России.)
Что означает только то, что вместо Мандельштама поднимать казахстанскую физику из России поехал какой-то другой выдающийся учёный. Партия доводила такие вещи до конца.
Возвращаясь к теме
В общем, чисто практически заслуги русских в строительстве Казахстана признаются в том смысле, что результаты русских трудов и поныне составляют основу и каркас жизни страны. Но заслуги русских никогда не упоминаются в Казахстане публично. Потому что вклад русских в формирование Казахстана не просто велик — он охватывает всё. И если казахи русских будут за него сколько-нибудь адекватно благодарить, то этак и стимул к строительству национального государства можно потерять. А если благодарить неадекватно — так лучше и не растравлять этот вопрос вовсе.
В общем, русские на обсуждаемой картинке присутствуют в виде стройматериалов и инструментов. Эти стройматериалы и инструменты произведены русскими (а также корейцами, татарами и т.д.), на заводах, построенных русскими (а также евреями и т.д.). Это относится и к материалам, из которых сделана одежда и обувь персонажей на картинке.
В наше время часть этих материалов может быть и из Китая, но тогда для её покупки были использованы деньги, полученные от продажи урана, нефти, свинца и т.д. с месторождений, разведанных и разработанных русскими (и др.) и комбинатов по обработке руды, построенных русскими (и др.).
В общем, русские на этой картинке присутствуют.
Невидимо.
В виде результатов их труда, употребляемых для строительства дома казахскому народу.
Так что это полотно, описывающее принципы единства народа Казахстана, близко к совершенству.
Но полное совершенство в этом падшем мире, увы, невозможно.
Небольшие сопутствующие замечания
Как, наверно, заметили читатели, картина нарисована художником-человеком, но с мастерским использованием искусственного интеллекта. Надо сказать, что художники — люди вдохновенные, и на картине иногда получается не то, что художник замышлял. То есть формально то, а на самом деле — совсем не то.
Потому что художник — это почти всегда медиум. И откуда он берёт то, что приносит в этот мир, художник редко когда контролирует. Ибо аскетов среди художников мало.
Напишет, к примеру, какой-нибудь художник картину «Н.С.Хрущёв осматривает урожай кукурузы», а в этой картине такие антисоветские сквозняки задувают, что хоть стой, хоть падай.
А тут художников целых два — белковый и кремниевый. Неужели тут ничто не прорвалось мимо стройного художественного замысла?
Прорвалось. Ещё как прорвалось.
Обратим внимание на то, что дом для казахского народа строят исключительно молодые люди (кроме кавказского старейшины в правом нижнем углу, но он низкостатусный). Тут бы какой-нибудь благожелательный присмотр старшего был необходим.
И действительно, казах старшего возраста присутствует — но в самом жалком виде: как маленькая грязновато-коричневая фигура слева от юрты. Фигура эта одета в потрёпанную одежду казаха-степняка. Никому нет до него дела, никто на него не обращает внимания. Правда, и работать не заставляют: «Можешь тут ходить, только не мешай». Что означает послание: «Старшие не нужны, они потрёпанные и жалкие; мы, молодые, будем строить будущее без старших и сами справимся».
Не справятся. К счастью, это не соответствует нынешнему ходу дел в Казахстане. Но это очень даже соответствует тому, каким хотели бы видеть казахский народ внешние поработители, в первую очередь британцы. Некоторый прорыв этого молодёжного строительства будущего состоялся в январе 2022 года, когда американцы устроили в Казахстане кровавый майдан. Его делали так спешно, что даже не успели придумать ему название (типа «революции роз»). Но малограмотная молодёжь по американскому свистку выбежала на улицы Алма-Аты, надев одинаковые чёрные куртки, и устроила погромы и даже резню (например, отрезали головы полицейским).
Ибо молодёжь бесхозной не бывает. Не хочет слушать своих стариков — будет слушать иностранных хозяев. Что и произошло в Казахстане в январе 2022 года.
Так что в икону казахского национального строительства прорвался британский сквозняк: «Пусть главными будут молодые! Старших — на задний план!». Страну, в которой правители молоды, захватывать легко.
Молодость строителей юрты и казахская латиница
Молодость строителей юрты на плакате имеет и другой, более грозный смысл. А именно, тот, что казахи не вытягивают («слишком молоды») суверенное национально-государственное строительство. Причины этого мы, русские, знаем по себе (и нам тоже не хватает сил для того, чтобы нормально строить наш народ и нашу страну), но у казахов эти причины действуют более сильно.
Это, во-первых, недостаток рационального мышления, происходящий из небольшого исторического стажа этого самого рационального мышления. У казахов соответствующий стаж разы меньше, чем у русских. Старейшему русскому университету примерно 250 лет, а первому казахскому университету меньше ста, и это были (гусары, молчать!) годы советской и постсоветской власти. Контрольный замер интеллектуального уровня Казахстана произошёл в 2017 году, когда президент Назарбаев приказал разработать алфавит-латиницу для казахского языка, а к 2025 году полностью на него перейти.
Первая версия казахской латиницы (2017) отличалась просто запредельным идиотизмом. Как говорил в таких случаях В.В.Розанов, «это, верно, писали, какие-нибудь пьяные гимназисты». Казахский текст, записанный этим алфавитом, на 25…30% состоял из апострофов. (Нет, это не описка — из апострофов: «училище» — «y’c’i’li’s’c’e».) Кроме того, так как, по слухам, президент Назарбаев пожелал, чтобы его имя «Нурсултан» писалась «вот прямо по-европейски», алфавит был сделан так, чтобы «у» в имени «Нурсултан» кодировалось обычным латинским «U», что было неправильно, так как в казахском языке есть и вполне европейский звук «U», а «у» в «Нурсултане» — это совершенно не европейское «U».
<<
Первая версия алфавита (25 знаков и 8 диграфов) вызвала недоумение из-за странности написания отдельных слов. Например, «cәбіз» (морковь) через диграфы писалось бы как saebiz.
>> (вики)
Когда социум узрел этот алфавит, раздался громкий негодующий вопль, и в 2018 году была предложена вторая версия, с тем же назарбаевским «U» и ещё несколькими неприятностями.
В 2021 году, когда Назарбаев уже перестал быть президентом, была предложена третья версия, уже с нормальным «U», общим сдвигом в сторону турецкого алфавита, а также по-прежнему с некоторыми вызывающими содрогание моментами.
Несмотря на неудачность этих алфавитных конвульсий, все три версии латиницы стали внедряться в практику:
<<
На практике всё пока выглядит сумбурно. Очевидцы свидетельствуют, что в крупнейшем городе страны Алма-Ате латинизированных вывесок довольно много. Некоторые написаны с апострофами, другие — с акутами, на некоторых встречаются умлауты или линии над специфическими буквами, какие-то и вовсе напоминают арабскую графику. Встречаются по городу и примеры русских слов, набранных латиницей.
>> (вики)
Произошло это, видимо, в некоторой связи с тем, что британцы, по своему обыкновению, первым делом залезли (физически или через агентов влияния) на казахстанский монетный двор. (Они всегда это делают, когда начинают порабощать какую-нибудь страну.) Сейчас мы видим казахстанские монеты с надписями на двух языках: казахском (ещё не утверждённой латиницей) и английском(!), причём на английском дублируется название государства («Republic of Kazakhstan»). При взгляде на эти монеты создаётся впечатление, что Казахстан уже стал колонией Британии. «Это какой-то... позор» (с).
Видимо, глядя на эти монеты, казахстанские бизнесмены и стали делать вывески на латинице. То есть на разных её версиях.
Перед нами симптоматика тяжёлой интеллектуальной недостаточности, причём в самой сердцевине казахского национального строительства.
В 2022 году президент Токаев раскритиковал все эти алфавитные попытки («Нам не нужна такая поверхностная языковая реформа. Нам нужна настоящая реформа») и дал поручение Национальной академии наук Казахстана разработать новую орфографию казахского языка.
Наконец, в сентябре 2024 года Комиссия по общему алфавиту тюркского мира Организации тюркских государств согласовала общий алфавит из 34 букв «для укрепления языкового единства». «Штаб-квартира Тюркской академии, координировавшей этот проект, находится в Астане, столице Казахстана». (https://www.trtrussian.com/novosti/tyurkskij-mir-prinyal-edi...).
В общем, турки сообщают казахам: «вы тоже турки; ну, не так, чтобы полноценные турки — полноценные турки только в Турции; но какие-то турки». И что-то я не встречал казахского национального возмущения по этому поводу.
Символ этих латинско-казахских алфавитов на плакате — порванные верёвки и несуразные лесенки, от вида которых содрогнулся бы и сам М.Эшер. (Это искусственный интеллект накосячил, но получилось то, что получилось.)
Всё-таки плакат получился просто гениальный — он охватил все стороны казахского национального строительства.
А что у казахов было в этой области раньше? Как разрабатывался нынешний кириллический казахский алфавит?
Он был разработан в 1940 году казахским филологом С.А.Аманжоловым. Разработан был быстро (перед войной советское правительство решило, что воевать с противниками, пишущими на латинице, будет сподручнее, если у народов СССР латиницы не будет). Принят был тоже быстро. В 1950-х годах были в этот алфавит были внесены три малозначительные модификации (ввели ещё две буквы и единственную букву с диакритикой заменили на недиакритическую). Всё, больше модификаций не понадобилось.
При этом Аманжолов вовсе не был профессорским сыном; в частности, подростком он был вынужден прекратить учёбу в реальном училище из-за финансовых трудностей. Прожил 54 года — видимо, здоровье было подорвано лишениями в молодости.
То есть в 1940 году человек из бедной казахской семьи В ОДНО ЛИЦО мгновенно составил алфавит, в дальнейшем практически не потребовавший модификаций.
А сейчас с 2017 года тянется бесконечная история с составлением казахского алфавита на основе латиницы. Целый Институт языкознания не может составить алфавит, который бы не вызывал реакции от гомерического хохота до тошноты. Наконец, в июне 2022 года президент Токаев поручил составление алфавита целой Национальной Академии наук Казахстана, сказав при этом, что «мы не должны торопиться».
Если такое творится в составлении алфавита, то можно себе представить, что происходит в политике. Британское влияние в Казахстане расползается, как рак; то же можно сказать про влияние турецкое и китайское.
Одна надежда на казахскую национальную сплочённость; но, похоже, с 1940 года казахская элита в интеллектуальном плане сильно «помолодела», и её перехитрят все, кому не лень. Вот это и символизируется молодостью строителей юрты на плакате.
«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок» (Еккл 10:16).
Учимся!
Коммунисты десятилетиями калёным железом выжигали в русских людях любые мысли о возможности самим контролировать свою страну. Результат — налицо.
А в других народах — не выжигали. Более того, строили им в рамках СССР национальные государства, которые в 1991 году стали самостоятельными.
И сейчас мы, русские, можем смотреть на эти другие народы, почти не искалеченные большевиками, и вспоминать, каково это — быть здоровым.
Например, как это можно контролировать свою страну. В общем и целом, это показано на этом замечательном казахстанском плакате. Да, есть проблемы, но в желании контролировать свою страну у казахов точно недостатка нет.
Учиться не стыдно. Даже повторно учиться тому, что мы когда-то умели.
Стыдно — и смертельно опасно — не уметь.
_____________________
Исходная публикация: https://barchunov.livejournal....
Свежие комментарии