На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Театр абсурда

8 769 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Малыхина (Буковская)
    Похолодало... Грачам на родину пора...МИД Таджикистана ...
  • Walery
    Тебе это зачем, а? Спроси Самойлова!Ким продолжает от...
  • Людмила смирнова
    Это враги едут в Россию халявничать и вредить. Страшно....Всех депортировать, чересчур много их скопилось, беспредель...Все! Таджиков не ...

Борис Гребенщиков — о новых песнях, картинах и власти

У Бориса Гребенщикова открывается персональная выставка картин, а также выходит новый альбом. Корреспондент «Огонька» Мария Лащева расспросила рок-музыканта о том, как ему удается совмещать концертный график и вдохновение.

Борис Гребенщиков — о новых песнях, картинах и власти
— У вас готов новый альбом...

— Об этом еще никто не знает; вы первые спросили.

Альбом называется "Время N". И выходит под именем БГ...

— БГ здесь — это псевдоним "Аквариума". В нем 9 песен. Играет там "Аквариум", плюс несколько моих любимых английских музыкантов. Записывался он в Лондоне и Санкт-Петербурге на протяжении полугода. Совсем новый материал (за исключением двух песен, которые мы иногда играли, и одной, которую мы уже выпускали. Но поскольку сейчас в интернете много всего, то, пока не выйдет альбом, никто этого не замечает). Удался ли альбом?.. Вряд ли стоит меня об этом спрашивать. Мнение автора не имеет значения: альбом делается для того, чтобы его слушали люди, и важно только их мнение. Бывает, человек говорит: "Я такой альбом записал!" — а лучше бы молчал. Пока что реакция людей, которые его слышали, меня трогает. Есть на "Времени N" вещи, которые мне кажутся очень правильными. Альбом похож на путешествие из кромешной адской тьмы в рассвет; поначалу очень мрачно. Но я этого не придумывал: в песнях отражается то, что происходит вокруг; мы — зеркало.

С какими трудностями вы сталкивались в процессе записи?

— Главная трудность — не повторять себя, не делать то, что уже сделал, двигаться дальше — и при этом чтобы каждая песня была непридуманной, шла прямо от сердца.

Расскажите про центральную композицию альбома — когда была написана, чем вдохновлена?

— Про "центральную композицию" — а что это такое? Боюсь, что это штамп. Альбом — цельное растение. Где "центральная композиция" в альбоме Revolver или Nevermind?

Вошла ли в альбом песня "Время на...ться"?

— Упомянутая песня открывает альбом, хотя мне физически противно петь матерные слова в песнях. Но сел и написал; и не хотел включать в альбом. Но ничего не мог поделать: видимо, по-другому этого сказать было нельзя, а сказать нужно.

В один альбом песни объединяет то, что они в него сложились, а все лишние были оставлены за бортом. Не вошедших песен осталось больше, чем вошло.

Борис Гребенщиков — о новых песнях, картинах и власти

Это вообще важно для вас — писать новые песни, выпускать альбомы? Их уже столько было...
— Создание новых песен для меня необходимость. Это оправдание моего существования на земле. Пока еще в гроб ложиться не хочется. А раз не хочется, значит, надо писать. Друзья ждут — а новое-то когда будет? Акунин каждый раз, когда мы встречаемся, спрашивает: "Новые песни есть?"

У вас очень продуктивный период: невероятное количество концертов, новый альбом и еще одновременно открывается ваша персональная выставка...

— Меня попросили сделать выставку моих картин в музее Эрарта. Будет около 20 работ, есть старые, 5-6-летней давности, есть новые. На выставке центральных картин тоже нет, они все для меня значимые. Я понимаю, что вы хотите историй, но я не умею рассказывать про творчество, давайте я вам лучше покажу (стремительно снимает фирменные коричневые очки, быстро ищет в смартфоне нужную папку, протягивает телефон). Можно листать. Эта называется "Утро в темном царстве, или Подражание Карлу Блехену" — она старая, я лет пять над ней работал. Каждую картину я рисую от нескольких месяцев до нескольких лет. У меня сейчас целая комната недоделанных работ. Я дома рисую. Если я буду и рисовать не дома, боюсь, я там вообще появляться не буду.
В Санкт-Петербурге открылась выставка живописных работ и рисунков Бориса Гребенщикова

Когда я рисую, я редко ставлю себе задачу нарисовать то или это. Вот есть холст, есть краски, и я каждый раз по новой смотрю, что со всем этим могу сделать. Названия тоже — я смотрю на холст и понимаю, что это должно называться вот так вот, даже если это логически необъяснимо. Причем название может быть самое странное. В Русском музее, например, есть моя картина, которая называется: "14 тысяч не знают об этом". Я начинаю с неба, а там уже как пойдет, что там я увижу. Я люблю рисовать небо. Не петербургское, просто небо — небо одно.

Когда вы успеваете рисовать?

— Когда у меня есть время, а это обычно после двух часов ночи, и если я не падаю еще, то у меня есть возможность порисовать немножко. Я мог бы рисовать гораздо больше, но в другое время не получается, потому что некогда. А вот музыку я пишу, когда у меня есть возможность от всего уйти на пару недель.

И каждый день сидеть с гитарой или клавишами, тогда что-то начнет получаться. Но для этого нужно от всего уйти, совсем. Конечно, случаются чудеса: в 93-м году в Париже, когда мы с Булатом Окуджавой играли в Theatre de la Ville, я за две недели написал 4 или 5 песен, и все они были хорошие. А почти весь альбом "Лилит" был написан на гастролях. Иногда это получается, но редко. Вот этот альбом писался два года.

Как думаете, можете ли вы своим творчеством влиять на умы слушателей, транслировать определенные идеи, определять настроения части общества?
— Вы знаете, я видел много людей, которые слушают песни "Аквариума", и все они были разными. Так что я никого никуда не веду. Дай бог, в лучшем случае мы позволяем людям заглянуть в самих себя. Я же говорю — мы зеркало. Каждый человек в нас видит то, что уже есть в нем.

А если бы ваша власть над умами была безгранична, как бы вы действовали?

— Я только что в самолете пересмотрел с наслаждением фильм "Властелин колец" Питера Джексона. Первая часть очень хорошо кончается — Фродо протягивает кольцо всевластия Арагорну: "Вот оно, бери!", и Арагорн становится перед Фродо на колени и закрывает его ладонь: "Ты не за того меня принял, я отказываюсь его брать". Я, слава богу, не они, но отказываюсь точно так же. Существуют законы, и они должны исполняться, но нельзя одному человеку иметь власть над другими.

Может ли художник, артист сотрудничать с властью?

— Это личное дело каждого; но опыт показывает, что с властью обычно сотрудничают люди, которые очень хотят заработать. Желание заработать и творчество — ну совсем разные вещи. Значительно полезнее сотрудничать со своим вдохновением. Когда ты пишешь от сердца, ты не сообразовываешь себя с тем, что нужно сказать, а говоришь то, что есть.
А власти требуется, чтобы ты говорил нечто, нужное для нее. Поэтому, если кто-то творческий сотрудничает с властью, можно точно сказать, что это происходит не от вдохновения, ему понадобились деньги или понадобилась сила.

Борис Гребенщиков — о новых песнях, картинах и власти

Это как добровольно себя посадить в клетку. Такого человека жалко.

А если без этого невозможно обойтись? Как, например, ленинградский рок-клуб был под кураторством КГБ...

— Я вам расскажу одну вещь по поводу ленинградского рок-клуба. Комитетчики тягали всех на беседы, в этом заключалось их "кураторство". Им нужно было знать, кого на какой крючок посадить. Их интересовали иностранные студенты, контакты с иностранцами, наркотики, водка — компромат друг на друга. Потому что они рассчитывали: если кто-то что-то плохое скажет, значит, того человека можно будет подцепить на крючок и тянуть из него дальше.

Но однажды, в 1986-м, в рок-клубе распоясались дружинники и арестовали нашего Сашу Ляпина, потом Гаккеля. Мы вышли на сцену и сказали, что мы не будем играть, пока нам не вернут наших друзей. Могло быть все, что угодно, но мне деваться было некуда: есть вещи, которые нельзя не сделать, если хочешь себя уважать; хамоватые "представители власти" побоялись скандала и наших ребят вернули. Вот и вышло так, что в тот день люди в рок-клубе оказались сильнее власти. Вскоре после этого и "кураторы" пропали.

Поэтому, когда кто-то сотрудничает с властью против людей, остается только пожимать плечами и жалеть человека.

Когда мы говорим о том, что власть имеет какую-то силу, мы забываем о том, что мы эту власть нанимаем. Это нанятые работники, это их наняли, это мы им даем эту силу. И точно так же мы можем ее забрать — как происходит в нормальных государствах.

Саша Кайдановский когда-то собирался снимать фильм, раскопал в архивах переписку Ивана Грозного и королевы Елизаветы и рассказывал много смешного. Иван Грозный пишет: "Сестра, ну как там?" — "Да парламент у меня что-то буйствует, не дает делать то, что я хочу", а он удивленно отвечает: "Так повесь человек пять, и не будет проблемы никакой". Вот в этом разница между государствами.

Вы говорите об этом с улыбкой...

— Конечно. Как еще мне об этом говорить?

Но вы признавались, что два года вас терзал гнев.

— Понимаете, когда происходят разные мрачные события, которые противоречат здравому смыслу, любой логике, то как к этому относиться? Два года я очень сильно маялся этим. Потом понял, что, несмотря ни на что, жизнь идет и нормальные люди своим числом значительно превосходят ненормальных. А в итоге правда всегда за нормальными людьми. Так что нужно не обращать внимания на временный позор происходящего, а делать то, что помогает людям.

Этот гнев повлиял на ваше творчество?

— Новый альбом — это как раз и есть то, на чем гнев кончается. Гнева моего хватило на полтора альбома. Все, хватит.

Гнев — это именно то, что нужно бесам. Хотим мы или не хотим, но любое живое существо, которое причиняет вред другим,— это бес, демон. Он может быть в человеческом облике, но он — адское существо. За таких нужно молиться. Им страшно тяжело жить, они живут в созданном ими самими аду и хотят, чтобы мы все там жили. И не стоит им потворствовать.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх