На крупнейшем российском автопроизводителе, АвтоВАЗе, разгорается скандал, который может иметь далеко идущие последствия для всей отрасли. На фоне массовых сокращений и перехода на четырехдневную рабочую неделю для российских рабочих, вскрылись факты о щедрых выплатах мигрантам, которые, по мнению многих, получают преференции за счет коренного населения.
Ситуация на АвтоВАЗе далека от радужной. С 29 сентября текущего года и вплоть до апреля 2026 года предприятие переходит на четырехдневную рабочую неделю. Это означает существенное сокращение рабочего времени и, как следствие, снижение доходов для тысяч сотрудников.
Причиной такого шага стало колоссальное перепроизводство: на складах АвтоВАЗа скопилось около 100 тысяч нераспроданных автомобилей. В то же время, в Санкт-Петербурге начата сборка новой модели – “Лада Искра”, комплектующие для которой поступают из Тольятти. Парадоксально, но факт: предприятие выпускает новые модели, но не может реализовать уже произведенные.
Работники АвтоВАЗа, мягко говоря, обеспокоены. Сокращение рабочего времени вызывает закономерное опасение за снижение уровня жизни. Средняя заработная плата за прошлый год, по официальным данным, составила 96 680 рублей.
Однако, как отмечают сами сотрудники, реальные доходы обычных рабочих редко превышают 50 тысяч рублей. Эти цифры вызывают недоумение на фоне слухов о возможном 20%-ном сокращении зарплат, которые, к счастью, были опровергнуты руководством. Тем не менее, напряжение в коллективе нарастает, и ощущение несправедливости становится все более явным.
В то время как российские рабочие сталкиваются с сокращениями, АвтоВАЗ активно привлекает мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, пытаясь решить проблему кадрового голода. И здесь кроется одна из главных причин народного гнева.

Поступающая информация свидетельствует о том, что мигрантам предлагаются весьма щедрые подъемные и компенсации, которые, по мнению многих, значительно превышают реальные потребности. Более того, зачастую эти “гости” не выполняют взятых на себя обязательств, исчезают, оставляя завод с убытками, и вынуждая предприятие обращаться в суд. Получается, что завод несет финансовые потери от недобросовестных мигрантов, в то время как российские работники вынуждены затягивать пояса.
Ситуация с привлечением мигрантов обнажила системные проблемы. Народный избранник Михаил Матвеев открыто заявляет, что система организованного набора мигрантов не выстроена на государственном уровне.
Это приводит к тому, что мигранты легко находят лазейки в законодательстве и не несут ответственности за невыполнение обязательств перед предприятиями. Министр экономического развития Максим Решетников, признавая проблему, заявил о переходе к модели “возвратной миграции”, что звучит обнадеживающе, но пока не дает конкретных решений.
На фоне сложившейся ситуации, предприниматель Константин Малофеев предлагает конкретные шаги. Он считает, что внедрение системы оргнабора с четкими правилами и, что самое главное, введение материальной ответственности работодателя за привлеченных мигрантов, может сделать их более дисциплинированными.
По его мнению, необходим жесткий государственный контроль и точный учет каждого мигранта, чтобы гарантировать выполнение ими обязательств перед российскими предприятиями.
На данный момент ситуация на АвтоВАЗе выглядит как классический пример “кишлачного менеджмента”, где, кажется, интересы мигрантов ставятся выше интересов коренных работников.
Отсутствие четких правил игры, слабая государственная регуляция и, как следствие, финансовые потери предприятия, дают пищу для размышлений и вызывают справедливое возмущение. Остается надеяться, что власти услышат голос народа и предпримут действенные меры для исправления ситуации, иначе подобные скандалы могут стать нормой для российской промышленности.
Покатили с караваями по заграницам
Кадровый голод на АвтоВАЗе решили утолить оргнабором мигрантов. Два года назад издание "Прайм" сообщило:
Агентство по внешней трудовой миграции Узбекистана начало отправлять соотечественников на работу на предприятиях АО "АвтоВАЗ" в рамках организованного трудового набора.
Отбор будущих кадров проводили представители автозавода. Заводчане отнеслись к идее скептически: вместо того, чтобы зарплату сотрудникам поднять и привлечь коренное население.
В сентябре 2023-го пятьсот мигрантов прибыли в Тольятти для работы на конвейере. Оргнабор менеджеры автогиганта планировали вести и в других странах СНГ. Список вакансий вывесили, например, на сайте представительства Министерства труда, миграции и занятости Таджикистана в России.
Информацию разместили на портале "Работа России". Требовались слесари, сборщики, электромеханики, руководители направлений, проектировщики. Самарское издание "Обозрение" перечисляло "плюшки":
Зарплата по основным рабочим профессиям от 56 до 66 тыс. руб., бонус-приветствие (30 тыс. рублей), компенсация жилья (15 тыс. руб. два года). Ведётся прием без опыта работы, обучение за счет работодателя. Скидки на автомобили Lada (10%), компенсация стоимости санаторно-курортного лечения (90%).
Привозили узбекских специалистов самолетами за счет предприятия. Но "кишлачный менеджмент" обернулся фигой. Мигранты получили от АвтоВАЗа миллионы, и вскоре завод начал с ними судиться. Например, с гражданином Узбекистана Хошимовым Уткирбеком.
В судебном иске перечислялось полученное Уткирбеком Алижоновичем: ему купили билет на самолет, оплатили патент и первый авансовый платеж по налогу на доход физлиц. Итого Хошимов получил от АвтоВАЗа 54500 руб. Он год обязался работать, но помахал ручкой, растворившись на просторах России: "Ответчик не явился для трудоустройства на АО "АавтоВАЗ", место регистрации покинул. Тем самым существенно нарушил заключенное соглашение", – говорится в судебном решении.

Уткирбек Алижонович и в суд-то не явился. И плевать хотел на решение Фемиды выплатить работодателю все полученное. Вместе со специалистом Хошимовым скрылись Шохзод Нарзуллаев, Кудрат Гозиев, Фарход Тиркашев и другие. Только в Автозаводском суде Тольятти таких исков было более полутора сотен. На АвтоВАЗе ситуацию не комментируют.
90 процентов где-то "растворяются". В России посчитали мигрантов: ужесточение привело к парадоксу

Мольбы России услышаны - разнос от Путина: Мигрантам ждать изменений
Что дальше?
Депутат Государственной думы Михаил Матвеев пояснил "Новороссии", что сегодня система оргнабора – инициатива отдельных предприятий.
В масштабах государства нет системы оргнабора рабсилы из стран Средней Азии и Закавказья. Миллионы едут в Россию по договоренности с диаспорами, когда родственники и знакомые находят какие-то ниши, места, пояснил эксперт.
Пока система оргнабора "отработал-уехал" не выстроена, мигрант всегда найдет лазейку. И пример АвтоВАЗа тому доказательство. Пока не будет жесткого контроля и учета, когда рабочие живут обособленно и почти не имеют контактов с внешним миром, обязательства перед предприятием для приехавших останутся пустым звуком.
Министр экономического развития Максим Решетников объявил, что Россия постепенно переходит к модели возвратной миграции: поработал и уехал на родину. Пока же ежегодно паспорта раздают примерно 200 тысячам выходцев из Средней Азии и Закавказья.
Учредитель Царьграда Константин Малофеев уверен: если останется только оргнабор, мигранты станут смирными, как в странах Персидского залива:
Там их 90%, а не 10% населения, но им даже в голову не приходит косо посмотреть, а не то что приставать к местной девушке. Причина – оргнабор, материальная ответственность работодателя и немедленная депортация.
Автор: Ольга Антонова

Свежие комментарии