На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Театр абсурда

8 781 подписчик

Свежие комментарии

  • Ксения Фотина
    Упоминалось, что Москва осенью планирует провести что-то похоже на Олимпийские игры и что этого смертельно перепугалс...Любой наш каприз ...
  • petuhova_iv Петухова
    ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!!!Пашинян выдвинул ...
  • Неизвестно Неизвестно
    Этот народ столь же туп как и его штопаный презик! Иначе бы его презиком не избрали!Пашинян выдвинул ...

О странностях национальной гордости

Что уж тут Что уж тут греха таить, водка – это один из наших национальных символов. Люди говорят «водка» подразумевают «русский». Раньше в этом качестве выступали слова «спутник» и «колхоз». Но это уже давно было.

При этом отношение к водке у наших предков было двояким. С одной стороны, они понимали, что не так уж это и хорошо, считать источник пьяного угара символом нации. Всячески возражали против того, чтобы называть Россию сильно пьющей страной. А с другой стороны, не упускали случая похвастаться перед иностранцами своим родным напитком.

Вот и на Всемирной выставке 1900 года в Париже Россия была представлена несколькими павильонами, среди которых самым посещаемым оказался Алкогольный. Его посетители могли ознакомиться с процессом создания водки и прикупить себе русского горячительного на память.

Но, что это? Хвалилась Россия, оказывается, действующей установкой по ректификации спирта. 

Алкогольный павильон России на Всемирной выставке в Париже (1900)

Поясню, чем вызвано мое удивление. Издавна (точнее с XVI века) в России делали алкогольные напитки на основе дистилляции. Как, собственно, и во множестве других стран. К начала XIX века возник даже термин «полугар». Это и технологический термин, связанный с качеством спирта, и сам товар, и одновременно база для создания разнообразных ароматизированных (травы, ягоды, фрукты) напитков тех лет. 

Именно благодаря ему русский алкоголь и достиг вершин своего развития. Все эти наши «водочные дома» той эпохи - «Вдова М.А. Попова», «А.В. Долгов», «Торговый дом Петра Смирнова», «Бекман и Ко» - все они про полугар и дистиллированный спирт. Так же, как и огромное количество всяких наливок, настоек и т.п., которыми хвастался любой уважающий себя помещичий дом. Кстати, именно к середине XIX века наблюдается и изменение значения слова «водка». Если до этого водкой в быту именовались ароматизированные напитки (настойки, наливки, ликеры) на основе хлебного вина, то к концу XIX века все чаще водкой именуется все крепкие напитки, причем, как отечественные, так и зарубежные. 

Однако дальше возникла историческая случайность. Технология ректификации постепенно проникает в Россию из Западной Европы. И новое изобретение сталкивается с желанием российских властей срочно пополнить казну. С подачи министра финансов С.Ю.Витте с 1894 года в стране постепенно (по губерниям) вводится винная монополия – тотальный контроль над продажей спиртных напитков (включая их цены, количество и качество). И в этой ситуации себестоимость сырья стала принципиальной для властей. Чем она ниже, тем больший акциз можно было бы ввести. А что может быть дешевле технического спирта, получаемого в результате только недавно пришедшей к нам технологии ректификации?

1895 год стал годом рождения сегодняшней водки – примитивной смеси ректификованного спирта с водой. Именно тогда был принят стандарт, устанавливающий состав нового продукта: смесь ректификованного 95 %-ного спирта с водой, пропущенная через угольные фильтры. Для облегчения фискальных подсчетов крепость для него была установлена 40 % (а не 38,5%, как в полугаре).

Ректификационное отделение. Иллюстрация из журнала «Огонек» (1898)

В результате этого шага был поставлен гигантский эксперимент в масштабах всей страны. Произошел насильственный отказ ставшего за столетия традиционным и привычным напитка – дистиллята, хлебного вина. А в оборот введен совершенно нехарактерный для бытовой практики продукт ректификации, лишенный вкусовых и ароматических ощущений. Стоит ли говорить, что вся создававшаяся столетиями русская кухня была приспособлена именно к хлебному вину? И вдруг оказалась в совершенно другой вкусовой гамме. 

Но, оказывается, именно этим фактом Россия и гордилась на Всемирной выставке в Париже 1900 года. О чем это говорит? Да о самой малости. Вся эта болтовня об отеческих ценностях и наследии предков и тогда, и сейчас – лишь разменная монета в борьбе за большие деньги.

p_syutkin

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх