Для начала сформулируем несколько базовых для автора позиций, которые аксиоматичны для той версии пенсионной реформы, которую он предлагает:
Первое. Повышение пенсионного возраста неизбежно в силу целого ряда социальных и демографических факторов. Вопрос, однако, не только в том, как это будет сделано, но и зачем это будет сделано.
Второе. Реформа пенсионной системы вне более широкого спектра макроэкономических действий бессмысленна и лишь приведет к повышению градуса социальной напряженности в обществе. Реформа пенсионной системы, как минимум, неотделима от реформы системы налогообложения.
Третье. Состояние пенсии является в социальном плане противоположным состоянию активной трудовой деятельности. Пенсия является заменой зарплате наемного рабочего, а не дополнением к ней.
Четвертое. Решения о реформировании должны приниматься большим пакетом единовременно. Не исключу, что в рамках подготовки и принятия изменений в Конституцию РФ, о потребности в которых в последнее время много говорят.
Пятое. У России нет простых и легких путей для реформы пенсионной системы. Любой вариант движения вперед будет болезненным. Вопрос в том, насколько это реформирование будет осуществляться в интересах общества, а насколько, - для облегчения жизни и улучшения душевного состояния бюрократии. В любых вариантах реформирования пенсионной системы есть коррупционные и политические риски.
Шестое. Любые шаги по совершенствованию пенсионной или налоговой системы не должны увеличивать фискальное давление на бизнес. Для России в ближайшие несколько лет абсолютным приоритетом является экономический рост, а не дальнейшая фискализация экономики.
Предлагаемая схема пенсионной реформы могла бы выглядеть следующим образом с учетом возможных вариантов:
Пенсионный блок:
-
Отмена возможности одновременно получать заработную платы за наемный труд и пенсию. Самый социально болезненный, но одновременно самый социально оправданный элемент возможной реформы, особенно учитывая перспективу развития экономической ситуации.
-
Повышение пенсионного возраста для мужчин на 3, а для женщин на 4 года за 5 (мужчины) - 7 (женщины) лет. Сохранение нынешних сроков выхода на пенсию для военнослужащих и приравненных к ним. Сохранение существующей системы пенсионных льгот.
-
Возможность досрочного выхода на пенсию по нынешним срокам без права получения дополнительного трудового заработка. Запрет для пенсионеров любой работы за исключением самозанятости, создания собственных предприятий и получение доходов от принадлежащих человеку активов допускается.. Такой вариант сохраняется на переходный период в 10 лет.
-
Для граждан, вышедших на пенсию в продленные сроки до истечения формального переходного периода (5 и 7 лет соответственно), - неограниченная возможность легализованной самозанятости (специальный патент) и трудоустройства в негосударственные социальные институты (фонды, негосударственные социальные учреждения, частные образовательные учреждения).
-
Смешанная система исчисления пенсии: до 50 лет инвестиционно-накопительная, после 50 лет – балльная. Это связано с необходимость повышения социальной защищенности лиц, приближающихся к пенсионному возрасту.
Налоговый блок:
-
Повышение базовой ставки налогообложения до 14 процентов.
-
Переход к прогрессивному налогообложению. Введение второй ставки налогообложения по основному месту работы в 18%, начиная с 1 800 000 рублей в ценах 2018 года. Причем, дополнительные 2% взимались бы обычным порядком, а в отношении еще 2% гражданин имел бы право сам определять направление расходования средств.
-
Как вариант: Начиная с совокупного дохода в 4 800 000 рублей в ценах 2018 года, введение инвестиционной составляющей в 2%, на которую приобретаются инвестиционные облигации с длительным сроком погашения. Эти облигации остаются собственностью гражданина, обналичиваются им с учетом процентов после пенсии, а после прохождения базового периода могут быть использованы в качестве инвестиционного инструмента (взятие залога в банке, погашение налоговой задолженности за предприятие малого и среднего бизнеса и проч.). Для этого потребуется система индивидуальных инвестиционных счетов, что может стать частью развития цифровой экономики, но это уже объявлено приоритетом развития. Но с точки зрения администрирования это не столь сложно в условиях цифровизации экономики.
-
Введение единой ставки в 23% по всем неосновным местам работы (по местам работы, где у человека не лежит трудовая книжка). Данная мера является частью системы социального конструирования, целью которой, очевидно, должно является содействие концентрации усилий работника на главном направлении трудовой деятельности в противовес «много-станочничеству» «нулевых» и «десятых».
Социально-политический блок:
-
Резкое ужесточение ответственности за невыплату зарплаты, включая замораживание личных активов менеджеров и акционеров уже на ранней стадии накопления долгов.
-
Ограничение трудовой миграции. Введение с рядом стран, граждане которых конкурируют с россиянами на рынке труда, визового режима.
-
Введение жестких возрастных ограничений на возраст пребывания на государственной службе.
-
Введение системы квотного трудоустройства для лиц старше 50 лет, прежде всего, женщин. В противном случае возникнут новые точки социальной напряженности в потенциально политически активных сегментах.
-
Создание общегосударственного реестра особо ценных специалистов в реальном секторе экономике и науке, которым предоставляются особые условия пенсионного обеспечения и налогообложение.
-
Конституционное введение наследственной в одном поколении системы «почетного гражданства», дающей право на определенные социальные льготы (пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование). Формирование дополнительного элемента в системе социальных лифтов.
-
Существенное облегчение административного регулирования социального предпринимательства при условии преимущественного найма на работу лиц в возрасте свыше 55 лет. Сфера социальных сервисов должна стать важным, хотя и не единственным поглотителем работоспособных людей предпенсионного возраста, которые не будут востребованы в реальном секторе экономике и классических сервисах.
Главное условие в том, что пенсионная реформа должна создать систему, ниприкосновенную на следующие 10, а желательно, - 15 лет. Повторение ситуации отказа от балльной системы, просуществовавшей крайне короткий срок, а также очередной перетряски системы в течении жизни одного поколения грозит весьма тяжелыми последствиями. Вероятно, стоит подумать о принятии конституционного закона, который бы ограничивал способность правительства административным путем изменять пенсионную систему.
Свежие комментарии