Семьи террористов, устроивших теракт в Дагестане, должны понести ответственность, заявил глава Чечни Рамзан Кадыров на совещании с руководителями силовых структур региона по поводу произошедшего в соседней республике.
Он пообещал, что в случае малейших подозрений на террористическую деятельность нужно наказывать род виновного, который также несет «ответственность полную» за действия своих сородичей.
- «Нельзя посягать на жизнь, надо понимать, что в таком случае будет кровная месть; ответы, что „я не знал“, не принимаются», — подчеркнул политик. Он также призвал руководство правоохранительных органов «усилить работу по обеспечению общественной безопасности и профилактике терроризма и религиозного экстремизма».
Также Рамзан Кадыров пригрозил «засевшим в Европе» «шайтанам», за деятельностью которых в регионе следят и от которых, по его словам, исходит радикальная идеология.
Он отметил, что если живущий в республике мужчина не может по каким-то причинам контролировать своих детей, об этом следует сообщить властям. В таком случае его род не понесет ответственности.
- «Если он этого не сказал, посягнул на жизнь другого, в таком случае он лишится головы. У нас кровная месть, чтобы не убивали людей», — заявил глава региона.
Кроме того, чеченский лидер отметил, что «любые посягательства на жизнь работников правоохранительных органов и государственных структур будут жестко пресекаться». Причем наказываться будут «не только исполнители преступления, но и те, кто косвенно содействовал им в этом».
Как известно, 23 июня в дагестанском Дербенте произошла серия атак террористов, которые напали на православный храм и синагогу, а также обстреляли пост ДПС. Было установлено, что среди нападавших были двое сыновей главы Сергокалинского района республики Магомеда Омарова.
В Кремле быстро отреагировали на заявление Кадырова. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает, что заявление главы Чечни о кровной мести родственникам террористов относится к тем, кто «попустительствует» таким преступлениям. Кремль считает, что борьба с терроризмом должна быть жесткой.
Реакцию Кадырова понять можно, подобными резкими заявлениями он демонстрирует понимание, как следует разговаривать с террористами и их пособниками. В то же время такого рода высказывания могут иметь негативные последствия, считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
- — С одной стороны, меры, о которых упоминал Рамзан Ахматович, являются, пожалуй, единственными, которые способны понять террористы.
- С другой, хорошо, если бы при этом жители Дагестана поняли, что резкость и гнев Кадырова не направлены против дагестанского народа, а исключительно против террористов.
- Как бывший чиновник, я прекрасно понимаю, почему он такое сказал, но здесь следует осознавать последствия такого рода заявлений, когда вместо успокоения общества мы рискуем получить дополнительный очаг напряженности.
- Так что, вопрос здесь очень сложный. Есть предлагаемые меры, понимаемые определенным лицом, а есть их толкование, которое может не совпадать с тем, что хотел выразить говоривший.
«СП»: Вряд ли высказывание Кадырова встретит однозначное понимание за пределами кавказского региона. Означает ли это, что у нас есть проблемы в межнациональных отношениях, восприятии обычаев и понятий других народов?
- — Это не межнациональные проблемы, а, скорее, гуманитарные. Мы разные и в этом заложен большой плюс.
- Нужно только уметь это разнообразие обратить на пользу обществу. Уверяю вас, интеллигенция в Дагестане и Чечне, конечно же, не сочувствует террористам, она их осуждает. Но мы понимаем, что общество состоит не только из интеллигенции.
- И здесь проблема, чтобы молодой дагестанец не сделал вывод. Главное — чтобы не перепутать, не заместить одно другим. Кадыров говорит о бандитах, а люди могут подумать, что имеется в виду весь народ.
Адвокат, правозащитник, публицист Дмитрий Аграновский заявил, что не хотел бы оценивать высказывания чеченского лидера.
- — Рамзан Кадыров много чего говорит. Например, заявил, что отправил двух бойцов «Ахмата», чтобы справиться с эстонскими войсками… У меня к Кадырову свое отношение… Если кратко: на выборах любого уровня я никогда не голосовал бы за него.
«СП»: Встречая подобные заявления, может сложиться впечатление, что у нас в стране отсутствует единое правовое поле для регионов.
- — В любом случае, у нет ни кровной мести, ни внесудебных расправ — ничего подобного законом не предусмотрено.
- Что касается отсутствия единого для всех правового поля, то над этим обязаны думать федеральные власти.
- Напомню недавнее совершенно возмутительное дело Лии Заурбековой, гражданки России, совершеннолетней девушки, которая всего лишь хотела переехать из одного региона страны в другой на постоянное место жительства.
- После этого, как известно, родственники стали ее ловить, а депутат Госдумы Делимханов заявил, что девушку все равно вернут родителям.
«СП»: Проблемы с едиными правовым полем для всех здесь соприкасаются еще и с вопросом межнациональных отношений, которые у нас поднимаются со временем перестройки…
- — Обо всем этом перестройщики много говорили далеко не случайно.
- Теперь уже не является секретом, что под вывеской решения этих вопросов, при участии иностранных спецслужб, у нас разжигалась межнациональная рознь.
- Подавалось это под соусом религиозного и национального возрождения. Уже изменились времена, а выпущенного в ту пору джинна загнать обратно в бутылку не получается.
- И все запущенные тогда процессы так и не остановлены.
«СП»: Есть ли меры, которые позволят это сделать?
- — Для начала высокопоставленным чиновникам следует вспомнить статью 14-ю Конституции о том, что Россия является светским государством, и почаще напоминать об этом согражданам.
Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"
Свежие комментарии