
Понятие национализма у нас довольно размыто.
Типа, за народ – значит, националист.
Но если ты не за этнос (национальность), а сам этнос для тебя не основан на крови, то какой ты националист?
Ты просто не знаешь, как правильно определить свои убеждения, свою идеологию.
Но если ты за кровь (или генетику в современном варианте), которая лежит в основе нации, то ты и националист.
И обязательно расист.
Проблема России сегодня в том, что идеология национализма (ее правильно бы было называть с уточнением, этнонационализма, потому что другого национализма не бывает) – вторая важнейшая идеология, фактически главная идеологическая альтернатива.
Доминирует в умах сограждан идеология либерализма, чуть ли не в форме либертарианства – отстаньте от меня все, каждый сам за себя, я сам за себя решу и разберусь со всеми проблемами, только не мешаете, уберите власть, ментов, а в законах для меня лазейка всегда найдется и т.д.
В этом один парадокс российской жизни: все кругом либералы, но либерализм при этом –слово ругательное.
Второй парадокс – очень мощное увлечение национализмом (в форме этнонационализма и расизма).
При абсолютном нежелании признавать себя этнонационалистами и расистами.
Либерализм связан с современностью, с новой поколенческой традицией.
Этнонационализм связан с историей, с военным государством времен царей и императоров, со старой поколенческой традицией, которая все еще жива.
У нее, так сказать, последний предсмертный вздох.
Как любая другая идеология, этнонационализм (он же расизм) никогда не умрет.
Есть четыре базовые идеологии: этнонационализм, этатизм, либерализм и демократизм, и все они в той или иной мере присутствуют в общественном самосознании.
Со своими ответами и даже специфическими вопросами к государству.

Но через несколько десятков лет этнонационализм окончательно сойдет с большой политической сцены, останется уделом небольших маргинальных групп и странных людей.
Одновременно окончательно уйдет этатизм, вместе с коммунистами и всяческими Левыми фронтами.
Когда доминантной станет идеология демократизма, мы сразу поймем, что ни этатизм, ни этнонационализм не достойны ни сожалений, ни увлечений.
А за то, что творится сегодня, большинству станет стыдно.
Однако сегодня идейная ситуация другая.
Общественное сознание идет от либерализма к демократизму, периодически впадая в этатистскую ностальгию и националистическую (этнонационалистическую, иногда даже прямо расистскую) истерику.
И вторая, этнонационалистическая линия гораздо опаснее первой.
Этатистская идея скомпрометирована большевиками и коммунистическим периодом истории довольно сильно.
Никто по большому счету не верит, что от властей и их контроля над различными сторонами жизни общества можно ждать чего-то хорошего.
Но вот увлечение историей, традицией, неким этническим духом, этническими ценностями, желание найти в этом себя, обосновать при помощи этнонационализма положение России в мире и т.д. – это реальная угроза.
Для людей эта идеология не только не скомпрометирована.
Она имеет ценность, так как является альтернативой и коммунизму, и регулярными официальными заходами в этатизм нынешних властей, и либерализму, и даже демократизму, которого мы пока не понимаем.
Кроме того, идеология этнонационализма как идеология крови и наследственности близка и понятна простым людям.
А наука, говоря о генетических предпосылках различных личных свойств и качеств, невольно как бы благословляет все этнические и расистские предрассудки.
Этнонационализм политически опасен.
Поэтому этнонационалистические и расистские высказывания политиков должны пресекаться на корню.
И совершенно невероятно, чтобы они исходили из уст председателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей.
Но Тамара Плетнева сказала то, что сказала.
«Даже если женятся, увозят, потом она не знает, как оттуда [вернуться – прим. ГМ]. Потом ходят ко мне в комитет такие, плачут девочки, что ребёнка увезли, забрали и так далее. Я бы хотела, чтобы в нашей стране женились по любви, неважно какой национальности, которые бы были граждане России, которые бы строили хорошую семью, жили бы дружно, рожали детей и воспитывали их».
«Что я могу сказать ещё? Что найдутся девушки, которые встретятся и потом родят? Может, найдутся, а может, нет, я надеюсь. Уже в голове что-нибудь проясняется. Эти детишки потом страдают и страдали, ещё со времён советской власти. Хорошо, если ещё одной расы, а если другой расы, то вовсе. Мы своих детей должны рожать. Я не националист, но тем не менее. Я знаю, что страдают и дети, и их потом бросают, и всё, и они остаются тут с мамой».
https://govoritmoskva.ru/news/163495
Забота о детях и российских гражданках - это прекрасно.
Но она не должна иметь расистской подосновы.
Проблема в том, что фоновая идеология не всегда осознается как самостоятельная.
Если кто-то спросит председателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамару Плетневу, почему она себе позволила бесчеловечные расистские намеки, она, скорее всего, удивится.
Ей бы в отставку сразу.
А она, скорее всего, решит, что кто-то под нее копает, пытается организовать кампанию.
И это ответ неблагодарных на заботу о глупых девчонках и правильно описывает реальность.
Этнонационализм, расизм – фоновая доминирующая идеология в России.
И это очень опасно.
Мой Телеграмм-канал
Мой Фейсбук
Мой Яндекс Дзен
Свежие комментарии