Политическая «элита» Прибалтийских республик — очень интересный объект исследования. При изучении вопроса всплывают занятные факты о том, кто и за какие «заслуги» получает высшие посты в государственных структурах Литвы, Латвии и Эстонии. Понятно, что в основном это закоренелые русофобы, которые вскармливались под чутким руководством заокеанских «благодетелей».
Узнав биографию руководителей стран Прибалтики, начинаешь понимать, почему они формируют в обществе русофобские настроения и культивируют ненависть к советскому прошлому, тратя на это всю свою энергию и совершенно не занимаясь реальными проблемами населения.
Если провести хотя бы самый поверхностный анализ, то становится понятно, что политические «элиты» Литвы, Латвии и Эстонии в основном формируются из двух категорий политиков:
– выходцы из советской номенклатуры и потомки партийных и государственных деятелей СССР;
– потомки политэмигрантов и коллаборационистов, боровшихся с советской властью в период Великой Отечественной войны.
У каждой из этих групп есть свои причины ненавидеть СССР и Россию.
«Советское клеймо» прибалтийских политиков
На постсоветском пространстве немало политиков разного уровня, которые не скрывают, что они или их родственники работали в органах государственной власти СССР, в том числе на высоких должностях. Взять хотя бы первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по международным делам Вячеслава Никонова, являющегося внуком выдающегося советского партийного и государственного деятеля, дипломата Вячеслава Молотова. Он писал книги о своем знаменитом деде и участвовал в различных посвященных ему передачах.
- Совсем по-другому обстоят дела в Прибалтике. В местной политической «элите» довольно много бывших сотрудников органов власти СССР, включая агентов КГБ, а также членов их семей. Этот факт сегодня воспринимается ими как своего рода клеймо.
Конечно, можно сказать, что мать премьер-министра в раннем возрасте была отправлена в ссылку в Сибирь, то есть пострадала от советской власти. Но на то были причины, ведь она являлась членом семьи участника национального военного формирования «Омакайтсе», воевавшего на стороне нацистской Германии. К тому же это не сказалось на ее дальнейшей жизни, потому что Кристи Каллас в 10-летнем возрасте вернулась на родину, где впоследствии сделала успешную карьеру в сфере медицины.
Схожая ситуация и у нынешнего главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, который является внуком Витаутаса Ландсбергиса, занимавшего высокие посты не только в постсоветской Литве, но и в СССР.
- Разве можно назвать всех этих людей пострадавшими от советской власти? Разве не «оккупационный» коммунистический режим дал возможность им и их родственникам построить успешную карьеру?
- Чтобы хоть как-то скрыть свои «преступные» связи с Советским Союзом, прибалтийские политики идут на различные ухищрения.
До 2015 года в отношении признательных заявлений бывших агентов спецслужб действовал общий порядок, установленный для секретных документов: материалы с грифом «секретно» не разглашались в течение 15 лет, с грифом «совершенно секретно» — 30 лет. Теперь же что-то узнать о бывших агентах КГБ в Литве можно будет только в далеком 2090-м году, когда это будет никому особо не нужно, да и самих этих людей не останется в живых.
Неслучайно подобное решение литовский парламент принял тогда, когда президентом была Даля Грибаускайте, которую многие политические оппоненты подозревали в работе на КГБ. Пикантности ситуации придает тот факт, что из ее личного дела исчезло больше десятка страниц, которые до сих пор не обнаружены и, вероятно, уже никогда не найдутся.
- Считается, что с чекистами сотрудничали и представители политической «элиты» других Прибалтийских республик.
Неудивительно, что высокопоставленные чиновники в Латвии, как и их коллеги в Литве и Эстонии, тщательно зачищают архивы, пытаясь всеми средствами уничтожить компрометирующие их материалы. Вот и дело о работе на советские спецслужбы Ивара Годманиса в свое время таинственным образом исчезло. Ведь никто не должен узнать о порочащих связях прибалтийских лидеров с «кровавым» коммунистическим режимом.
Кровная месть как политический капитал
Политические режимы стран Прибалтики после распада СССР во многом были сформированы политэмигрантами и их потомками, вернувшимися домой. Достаточно посмотреть на Латвию, где ключевые позиции в руководстве занимают выходцы именно из этой среды. Например, президент Эгилс Левитс имеет гражданство ФРГ, а премьер-министр Кришьянис Кариньш — США. Понятно, какую политику будут проводить такие люди.
- При этом у многих представителей местных «элит» родственники в годы Великой Отечественной войны сражались на стороне нацистской Германии, что тоже сказывается на их идеологии.
Когда Индулис Кажоциньш попал в советский плен, он выдал себя за немца, а после освобождения был направлен в Германию, откуда перебрался в Великобританию, где и родился его сын Янис. Сегодня, находясь на высоком посту, он заботливо чтит память о своем отце и о других «героических борцах за независимость Латвии».
- Борьба таких политиков с Россией как правопреемницей СССР, снос памятников бойцам Красной Армии, реабилитация нацизма, поддержка украинских националистов и поставка оружия на Украину — это своего рода попытка реванша за поражение во Второй мировой войне.
- Подводя итог, можно сказать, что местные «элиты» в своей массе представляют собой гремучую смесь из предателей и коллаборационистов, для которых СССР, а значит, и Россия — враг номер один.
RuBaltic
Свежие комментарии