Россия открывает новую страницу в истории отношений с Афганистаном. Министерство иностранных дел и Министерство юстиции России анонсировали скорое исключение движения "Талибан"* из списка террористических организаций. Окончательный вердикт вынесет президент Владимир Путин, однако из новостного контекста понятно, что Кремль уже всё решил.
Москва и Кабул вновь сближаются после долгих лет стагнации и непонимания. Беглые либералы подняли истерику. Дескать, до чего докатилась Россия, что налаживает связи с таким одиозным исламистским движением. Между тем, идейная направленность талибов* нам в принципе не так важна, как сугубо практичный национальный интерес.
Представители правящего в Афганистане политического режима посетили недавний форум "Россия – Исламский мир" в Казани, а в ближайшее время их ожидают на Петербургском международном экономическом форуме. Всё говорит о том, что наше руководство приняло решение сделать ставку на нормализацию связей с "Талибаном"*. И этому есть вполне разумные объяснения. Дело даже не в антиамериканской направленности афганских "учащихся", хотя и здесь есть над чем поразмыслить.
Во-первых, они реально контролируют ситуацию на большей части территории страны. Глупо сотрудничать с маргиналами, тем более когда речь идёт про стратегически важный регион. Во-вторых, соседи Афганистана начали восстанавливать связи с бывшим повстанческим движением намного раньше России. В январе 2024 года председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин принял верительные грамоты из рук чрезвычайного и полномочного посла Исламского Эмирата. Фактически это признание легитимности новых кабульских властей. Поднебесная инвестирует в страну немалые деньги и явно намеревается занять ключевые позиции после ухода американских оккупантов и их марионеток.
Несмотря на присутствие в террористическом списке, "Талибан"* не совершал террористических актов на территории Российской Федерации. А вот главные враги талибов*, "ИГИЛ-Хорасан"*, находятся в авангарде антироссийской экстремистской деятельности. Напомним, именно они формально взяли ответственность за атаку на подмосковный "Крокус Сити Холл". Выбор целей для терактов у "хорасановцев" крайне занимателен: атакуют "Талибан"*, Иран, Россию, Турцию. Кого-то в этом перечне нет, не находите? Ах да, стран коллективного Запада. Не потому ли, что после позорного бегства из Афгана американские спецслужбы начали поддерживать ручной "ИГИЛ-К"* в борьбе против талибов*?
У нас не очень хорошо осознают местный контекст, чтобы сложить в голове два плюс два. "Талибан"* является не просто радикальным исламистским движением. В идеологии "учащихся" (а именно так дословно переводится наименование движения) важное место занимает окрашенный в религиозные цвета пуштунский национализм. Афганистан – страна многонациональная. Пуштуны, на которых, в частности, мы опирались в 1979-1989 гг., составляют только 45% от общей численности населения. Около 33% жителей – таджики и хазарейцы, 7% - узбеки. Город Кабул, скажем, вообще чужой для талибов*: 45% горожан относятся к таджикам, 25% к хазарейцам и только 25% к пуштунам.
В столице "Талибан"* держится исключительно на собственных штыках. Их противники, группирующиеся вокруг "Вилайета Хорасан"*, рассматривают в качестве собственной вербовочной базы именно национальные меньшинства Афганистана. В первую очередь – таджиков. Использование таджикских боевиков-мигрантов "ИГИЛ-К"* в случае с Красногорском в марте 2024 года отнюдь не случайность. Равно как и участившиеся теракты с участием этнических таджиков по всему белу свету. Таджикский фактор вовсю оседлало Центральное разведывательное управление и применяет его против своих геополитических соперников.
В национальных интересах России – обеспечить полный разгром "ИГИЛ-К"* и гарантировать безопасность среднеазиатских республик. Талибы*, как уже подчёркивалось, являются пуштунскими националистами. Экспансия на север, в сторону Центральной Азии, не входит в их планы, поскольку теоретическое "присоединение Таджикистана" привело бы исключительно к ослаблению позиций исламистского движения. Разгром же таджикских боевиков непосредственно в Афганистане – кровный интерес новых кабульских властей.
Вообще, обращать внимание на идейную несовместимость России и Афганистана не стоит. Какая нам разница, что там с "правами женщин" в Кандагаре или Герате? Это вопрос, который должен решить сам афганский народ. Главное - чтобы на нашу землю не переносились эти порядки.
Попытки же привнести извне "цивилизованные" правила проваливаются из раза в раз и не приносят ничего, кроме кровопролития. У Британской империи не получилось сделать из Афгана колонию, у Советского Союза – социалистическую республику, у США – либерально-демократическое государство. Зачем постоянно наступать на одни и те же грабли?
В 1919 году Афганистан стал первой страной мира, которая признала большевистский режим и установила с ним дипломатические отношения. Можно ли представить себе более различные режимы, нежели Советская власть во главе с Владимиром Ильичом Лениным и монархический Афган, принимавший участие в иностранной интервенции в Средней Азии за пару месяцев до нормализации с красными? А ведь договорились. И Россия с талибами* договорится. Это будет и в наших интересах, и в интересах многострадального афганского народа.
* Движение запрещено на территории России и признано террористическим.
В России реабилитируют Талибан?

Российский список террористов может вскоре «похудеть» на одну позицию. Пишут, что МИД и Минюст предложили исключить афганский «Талибан» из списка запрещенных организаций. «Они являются реальной властью. Афганистан нам небезразличен», — пояснил эту идею министр Сергей Лавров.
В то же время Москва не планирует обмениваться поздравительными телеграммами с правительством талибов в связи со 105-летием установления дипотношений между Россией и Афганистаном. Причина чисто формальная — отсутствие официального признания». В МИД подчеркнули, что без исключения «Талибана» из черного списка признавать действующее правительство Исламского эмирата «будет преждевременно».
Как сообщил директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, его ведомство доложило президенту Путину, что движение «Талибан» с осени 2021 года находящееся у власти в Кабуле, можно исключить из черного списка. В принципе, это логично – делегации талибов несколько раз ездили в Россию, с ними встречались наши официалы и никто из не упрекал в чем-то нехорошем.
К тому же выяснилось, что Россия официально пригласила представителей «Талибана» на Петербургский международный экономический форум в этом году. У Лаврова говорят, что про уровень участия талибов в ПМЭФ им пока неизвестно. Однако в МИД уверяют, что Афганистан прежде всего заинтересован в сотрудничестве с РФ по закупке нефтепродуктов. Темой для обсуждения станут и транзитные возможности Афганистана, которые поспособствуют расширению товарооборота. Напомним, мы уже писали о том, что после смены власти в Кабуле товарооборот между нашими странами вырос аж на 500 %.
Нынешняя попытка «реабилитировать» Талибан – не первая. В октябре 2021 года о том, что Россия приближается к решению об исключении талибов из террористических списков заявлял сам Путин. Он тогда сказал, что сначала это должен сделать Совет безопасности ООН.
Свежие комментарии