Впервые за свою почти 90-летнюю историю Volkswagen закрывает сразу три завода. Автогигант попал в идеальный шторм: тут и китайцы давят, и цены на энергоносители выросли, и европейский рынок до сих пор не пришел в себя после пандемии, поэтому вместо 16 млн машин удается продать только 14. Два миллиона разницы — это мощность двух заводов.
С китайцами худо-бедно бороться можно (хотя и трудно) заградительными пошлинами. А вот понизить цены на электроэнергию до разумных значений практически невозможно. Поэтому европейский рынок если и восстанавливается, то в киловатт-час по чайной ложке — удорожание всех товаров и услуг в стране тотально. Немцев уже нельзя назвать самыми богатыми в Евросоюзе. Пока еще зажиточными (жирок остался), но уже не богатыми.
Еще в апреле 2020 года электроэнергия стоила 17 евро за мегаватт-час. Сегодня, после американской шоковой терапии — уничтожения Северных потоков, — 82 евро. Шок продолжается: химические заводы, где газ — это сырье, прекратили работу сразу после теракта и вряд ли когда-нибудь откроются. Вскоре дошла очередь до хребта немецкой экономики — автопрома.
Катастрофа, которую переживает Volkswagen, — это не только десятки тысяч безработных, но еще и остановка смежных предприятий, сотрудники которых жили за счет автогиганта. Эксперты поговаривают, что без средств к существованию останутся сотни тысяч немцев.
Но Volkswagen, как и вообще автопром, — это не только и не столько источник заработка, он зеркало немецкой души, предмет особой гордости и олицетворение германского характера. Поэтому немцам, конечно, очень больно читать печальные новости.
Для меня совершенно очевидно, что главная экономическая проблема ФРГ — это лишение страны доступа к российскому газу. Оказавшись без дешевой энергии, немцы тут же перешли на уровень среднеевропейских стран, в меру успешных, в меру проблемных. Вдруг выяснилось, что уникальные технологии, которыми всегда гордились в Германии, умные инженеры и дисциплинированные рабочие не стоят ничего без российских газопроводов.
Именно поэтому Volkswagen даже не мечтает победить китайских конкурентов в борьбе за европейский рынок. Именно поэтому он вынужден закрывать заводы. Пока три, но это только начало.
Взрывая трубы на дне Балтийского моря, американцы, конечно, целились в нас. Но вышло так, что плюнули в душу своим верным вассалам — немцам.
Честно говоря, не особо жалко ни горюющих немцев, ни промахнувшихся американцев.
Тем и другим — поделом.
Свежие комментарии